ВУЗ:
Составители:
Деревья и кустарники размещаются вокруг площадки так, чтобы одна часть площадки
была в тени, а другая большую часть дня освещалась солнцем. Группы деревьев и кустарни-
ков, расположенные на территории площадки, служат для расчленения ее на несколько само-
стоятельных участков, используемых для различных по своему характеру игр.
При наличии на территории дворов старых деревьев целесообразно вводить их в ком-
позицию зеленых насаждений детских площадок.
Для новых посадок применяют деревья, дающие легкую прозрачную тень: клен, береза,
рябина, ясень; для затенения - деревья с плотной кроной: клен остролистный, липа, тополь
берлинский, из кустарников - кизильник, сирень, спирея японская.
Однако посадка их у плескательных бассейнов и песочниц нежелательна, так как па-
дающими листьями они засоряют воду и песок.
Для озеленения детских площадок нежелательно применение кустарников с низким
расположением цветов - дети обрывают их и в результате кустарники развиваются медлен-
нее. Более пригодны кустарники, у которых цветы расположены высоко и недоступны для
детей, например сирень.
По тем же самым причинам деревья с обильными плодами мало пригодны для посадки
на детских площадках. Дети начинают лазить по деревьям, обламывать ветки, преждевре-
менно рвать плоды. Недопустимы посадки кустарников с ядовитыми ягодами.
Для создания живой изгороди, непроницаемой для детей, могут быть допущены кус-
тарники с шипами: шиповник, парчовые розы, боярышник, но при условии одновременной
посадки со стороны площадки кустарника без шипов. Цветы тоже мало пригодны для поса-
док на детских площадках; дети обрывают их -
соблазн слишком велик.
Вокруг игровых площадок следует производить посадку
растений, наиболее стойких
против поломки. Во избежание повреждений растения, помимо того, целесообразно поме-
щать их на 25-50 см выше уровня земли. Еще лучше защитить их по периметру стационар-
ной скамьей или небольшой подпорной стенкой.
5. ЗАКОНЫ И ПРИЁМЫ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Вместе с известным из географии термином «ландшафт» ландшафтный дизайн предпо-
лагает проектирование ландшафта, организацию пространства под открытым небом и пред-
ставляет собой часть более широкого понятия «ландшафтная архитектура» - тот ее уровень,
который определяет тщательность деталировки, владение разнообразными приемами ис-
пользования природных материалов: земли, воды, растительности.
Ландшафтный дизайн - это также проектирование садовых сооружений, искусствен-
ных покрытий и малых архитектурных форм.
На протяжении многих веков мастера, создавшие сады и парки, придерживались зако-
нов и правил, подсказанных им природой и общих для других видов искусств. В садах скон-
центрировались, слились воедино архитектура и живопись, поэзия и музыка, но законы
ландшафтного построения оказались ближе всего к законам построения пространства, т.е. к
законам архитектуры. Поэтому мы говорим об искусстве организации окружающего про-
странства средствами природного ландшафта как о ландшафтной архитектуре сада.
Естественный ландшафт формирует пять основных компонентов, тесно взаимосвязан-
ных друг с другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир. Мы зна-
ем, что на земле осталось очень мало уголков, где ландшафт сохранился в своем первоздан-
ном виде, - большинство ландшафтов искусственно созданы человеком. Изображение при-
роды на холсте картины или плоскости стены в интерьере - это иллюзия реального про-
странства. До нас дошло много картин, изображающих отдельные пейзажи или когда-то су-
48
ществовавшие сады и парки. Из истории известно, что были и
картины - «обманки», которые
применялись в древних садах с
целью зрительно расширить пространство сада. Декораторы
расписывали стены и ограды. Таковы росписи стен «Верхового сада» в Кремле, роспись га-
лереи Ганзаго в Павловском парке. И наоборот, на основе пейзажей, придуманных живопис-
цами, даже фантастических, садовники создавали реальные пейзажи в парках и садах. Этим
не ограничивалось взаимодействие садово-паркового искусства с живописью: в обоих искус-
ствах действуют законы перспективы и колористики, законы композиции пространства - ил-
люзорного и реального.
Под композицией «от лат. Compositio - связь, соединение» вообще понимается распо-
ложение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство.
Иначе говоря, размещая растения и сооружения, мы должны добиться такого их соотноше-
ния, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение гармонии. Взаимосвязь про-
странства, плоскости и объемов выражается объемно-пространственной композицией.
При решении композиционных задач необходимо учитывать целый ряд свойств, кото-
рыми обладают пространственные формы. Сюда входят: геометрический вид формы, ее ве-
личина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность «светотень».
Соотношение форм по их свойствам представляют собой средства композиции. Важнейши-
ми из них являются, единство и соподчиненность, пропорции, законы линейной и воздушной
перспективы. Они определяют соотношения пространственных форм по положению в про-
странстве, величине, цвету, освещенности и т. д. Сюда же входят такие приемы, как
симмет-
рия, асимметрия, равновесие, контраст, нюанс, масштабность и т. д. Все эти свойства и их
соотношения тесно связанны между собой, и выделить среди них главные и второстепенные,
а тем более разделить их практически невозможно. Они неразрывно связанны: значение
этих
свойств и их соотношений в композиции определяется в каждом конкретном случае. Однако
в целях изучения лучше рассмотреть их отдельно.
Соотношение форм по геометрическому строению. Форму природных эле-
ментов можно обобщенно представить себе близкой к геометрической. Может быть линей-
ная, плоскостная и объемная форма, в зависимости от соотношения ее измерений. В линей-
ной преобладает одно измерение над двумя другими, предельно малыми; в плоскостной -
относительно равны два измерения при подчиненно малой величине третьего; в объемной
форме все измерения относительно близки по величине. Обратите внимание на характерные
объемы формы крон деревьев различных пород. Их можно представить себе как тела враще-
ния: шары, конусы, параболоиды. По сравнению с ними низкие массивы цветников выглядят
как плоскости, «плоскостная форма». Линейной формой, которая неизменно присутствует во
многих элементах сада, можно считать дорожки, бордюры, ограждение сада.
Соотношение форм по величине. Составляя группу из деревьев и кустарников,
мы часто пользуемся контрастным соотношением их форм (высокий - низкий, большой -
маленький, пирамидальный - шаровидный и т. д.)
При оформлении небольшого участка лучше всего остановиться на какой-нибудь одной
плоскостной форме, так как ощущение гармонии возникает благодаря простоте и повторяе-
мости основного рисунка. Разнообразие достигается различной величиной формы. Так, круг-
лую площадку для отдыха можно устроить в центре такого же газона, не менее интересной
может оказаться композиция площадок квадратной и прямоугольной формы.
Однако геометрические формы выполнят свою роль лишь в том случае, если они от-
четливо просматриваются в дорожках, живых изгородях, бордюрах, перголах, шпалерах, по-
верхности газона или пруда. Композиция должна иметь эффектный центр. Им могут
стать
дерево с фигурной стрижкой, цветы в
кадках или вазах, скульптура или фонтанчик. Под-
стриженные деревья и кустарники хороши и по углам клумб, и на концах дорожек, где они
подчеркивают четкость геометрических форм.
Соотношение форм по фактуре. Под фактурой понимается характер предметов.
В ландшафтном дизайне учитывается фактура растительности: деревьев, кустарников, по-
49
верхности газона и цветников, и материалов мощения, лестниц и ограждений. Если речь идет
о древесных растениях, то фактура рассматривается как составная часть, характеризующая
строение короны (вместе с силуэтом и структурой). При этом выделяют следующие типы:
грубая (дуб), средняя (вяз, липа), тонкая (ива, береза).
Соотношение форм по цвету. Цвет является одним из важных средств художе-
ственной выразительности композиции. Следует учитывать сезонные и возрастные измене-
ния цвета растений, общую цветовую гамму пейзажей, колорит цветников.
В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета
листьев, а в зимнее, позднеосеннее и ранневесеннее время цветовой тон определяется окра-
ской ветвей и стволов. В течение круглого года значительное место в колорите пейзажа за-
нимают вечнозеленые растения: пихта, ель, сосна, можжевельник. В южных широтах ис-
пользуется широкий ассортимент вечнозеленых лиственных и хвойных. Основным фоном
для древесных и цветочных растений служат газоны, которые с апреля по сентябрь варьиру-
ют по оттенкам зеленого цвета: от теплых до холодных тонов.
Соотношение форм по положению в пространстве. Здесь имеется в виду
положение форм по отношению друг к другу и наблюдателю в трехмерном п
ространстве.
Разнообразные формы мы размещаем в пространстве
сада и получаем при этом три вида
пространственной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. В
отличие от композиции, развернутой в ширину, как правило, не выражены два других изме-
рения это своего рода плоскостная декорация. Объемная композиция формы,
ярко выражен-
ные во всех трех измерениях. В глубинно-пространственных композициях природные фор-
мы организуются в глубокие перспективы, восприятие которых в значительной степени оп-
ределяется законами линейной и воздушной перспективы - композиционных средств, при-
сущих ландшафтной архитектуре, так же как и живописи.
Перспектива. Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их
удаления от наблюдателя. Законы перспективы были открыты мастерами Возрождения, раз-
работавшими математически точную систему построения пространства. Леонардо да Винчи
писал, что теория линейной перспективы разъясняет явление видимых форм, величины и
цвета в зависимости от их положения в пространстве.
Различают перспективу линейную и воздушную. И в природе и на картине вы замечае-
те, как сходятся на горизонте уходящие от вас параллельные линии. При этом все вертикаль-
ные линии остаются вертикальными, уменьшаются по величине, т. е. чем дальше они от на-
блюдателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на переднем плане
могут казаться выше более высоких, расположенных в дали. Этот эффект носит название ли-
нейной перспективы.
Воздушная перспектива - это изменение яркости и четкости предметов, а также их цве-
та по мере удаления от точки наблюдения. Пространственные изменения цвета называют
также цветовой (колоритной) перспективой.
В отличие от живописи с ее условным изображением природы в ландшафтном
искусст-
ве глубина пространства - это реальность, и использование законов перспективы (уменьше-
ние величины предметов с их отдалением, смягчение контраста света и тени, изменение на-
сыщенности цвета и появление голубой дымки, окутывающей задний план пейзажа) помога-
ет созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства.
Перспектива включает в себя точку обзора, тот объект или объекты, которые подлежат
обозрению, и промежуточное поле. Все эти три компонента должны создавать единство и
обычно задумываются как одно целое. Если некоторые компоненты уже существуют и их
предполагается сохранить, то другие должны быть решены в соответствии с ними. Перспек-
тива и связанные с ней функциональные зоны сада должны быть сходны. Если перспектива
проектируется как продолжение пространства или функциональной зоны, следует позабо-
титься о взаимосвязи их характера и масштаба.
50
По существу, весь мир пронизан и переплетен красивыми перспективами, перспекти-
вами внутри самих перспектив - большими и малыми. Некоторые из них имеют глубину не
более вытянутой руки. Прекрасные перспективы не обязательно должны быть искусственно
задуманы - их просто необходимо найти и сделать видимыми с нужного места. Очень важно
соответственно оформить каждый такой вид. Перспектива - это настойчивый направляющий
магнит для глаза. Перспектива может вызывать ощущение движения или покоя. Некоторые
перспективы заведомо статичны. Они предназначены для обозрения с одной определенной
позиции и видны во всей своей полноте только с этой точки. Другие раскрываются с не-
скольких точек при движении по саду.
Перспектива обрамляется тремя плоскостями: верхней, горизонтальной и вертикаль-
ной. Вертикальные плоскости - «стены» сада - могут создаваться
подстриженной листвой
кустарника, рядами деревьев или забором. Плоскость или плоскости основания - «пол сада»
- могут иметь наклон, могут быть ровными или устроенными в виде террас с травяной,
водной, мощенной или другой поверхностью. Верхней плоскостью - «потолком» - служит в
саду небо или полог листвы раскидистых деревьев. Чтобы зрительно увеличить глубину про-
странства, можно сознательно создать систему промежуточных планов из растений (их на-
зывают кулисами), которые направляют взгляд к горизонту. Для увеличения глубины пейза-
жа размещают группы деревьев и кустарников так, чтобы по мере удаления от зрителя их
размеры сокращались.
Обратная задача - оптическое сокращение пространства - обычно возникает на круп-
ных по площади участках.
Эффекты воздушной перспективы строятся на законах восприятия цвета и эмоциональ-
ного воздействия его на человека.
Цвет. Композиционное построение пейзажей невозможно без учета цвета. Парковая
среда насыщена цветом растений, неба, поверхности земли, сооружений, покрытий. Цвет яв-
ляется одним из важных средств художественной выразительности композиции и фактором,
влияющим на восприятие человеком внешней среды. Учет и использование сезонных и воз-
растных изменений цвета растений, определения цветовой гаммы пейзажей, колорита цвет-
ников с учетом расстояния от видовых точек - основная задача при цветовой организации
паркового пространства.
Цвет активно влияет на органы чувств человека, его*психофизическое состояние.
Он воспринимается не только зрением, но и с участием всех чувств, включая слух, осязание,
обоняние и даже
вкус. По степени возбуждения и характеру эмоционального воздействия
цвета расположены в том же
порядке, в каком они следуют в спектре. Соответственно они
разделяются на теплые, или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют
возбуждающе, и холодные (синий, голубой, фиолетовый), которые действуют успокаиваю-
ще. Зеленый находится в середине спектра - это «цвет физического равновесия». Эмоцио-
нальная реакция на цвет обусловила появление определенных ассоциаций, а вместе с ними -
символики цвета.
Все светлые тона легкие, темные - тяжелые; голубой, как и желтый, - «парящие» цвета.
Свойств «легкости» и «тяжести» цвета надо учитывать в композиции - если у основа-
ния композиции располагаются темные цвета и тона, то возникает ощущение стабильности, а
если у основания светлые, а дальше - темные, то возникает ощущение неустойчивости.
В природе бесконечно и постоянно сменяется окраска растений, в общем колорите сада
участвует и цвет поверхности земли: черный пар или газон, мощение дорожек и площадок,
цвет неба, в том числе и отраженного в воде.
Эмоционально цветовые сочетания воспринимаются в различных соотношениях.
И строятся они по правилам цветовой гармонии - либо на основе контраста, либо как соче-
тание оттенков одного цвета. Цвет воспринимается человеком разносторонне - не одним зре-
нием, а с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние и даже вкус. Имеются ин-
тересные научные исследования по психологическому и физиологическому воздействию
51
цвета на человека. В 1810 г. Гетте в своем трактате «Учение о цвете» писал: «Цвета дейст-
вуют на душу, они могут вызывать чувство и возбуждать мысли, которые нас успокаивают
или волнуют, печалят или радуют». Цвет способен создать впечатление легкости или тяже-
сти предмета, тепла или холода, вызвать у человека чувства веселья или печали.
Р. Хен в книги «Азбука цветов» приводит следующие данные реакции человека на цве-
та и их символику, установленную на
основании обобщения ряда научных наблюдений.
Желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости;
зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядовитое, сернистое, жесткое (символи-
ка: жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости; ярко-желтый - зависть, своево-
лие, ненависть, лживость);
Оранжевый - теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость,
сильно действующий (символика: тепло, радость, солнце, власть, тщеславие);
Красный - наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими;
светлые оттенки красного действуют возбуждающе, наступательно, темные - серьезно, со-
лидно (символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, революция, огонь, праздничность);
Фиолетовый - светлый, но также и мрачный, торжественно-роскошный, служит для
связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное действие (сим-
волика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба);
Синий - тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный, но полный энергии; голу-
бые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные (символика: бесконечность, даль,
тоска, верность,
доверие);
Зеленый - связующий, успокаивающий, мирный, пассивный; светло-зеленый - ожив-
ленный, веселый; темно-зеленый - холодный, сдержанный, отступает на второй план рядом с
желтым, оранжевым и красным, но оттеняет синий (символика: надежда, покой, мир, плодо-
родие);
Белый - нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными окрасками, в пестрые
сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность (символика: невинность, цело-
мудрие, чистота);
Черный - нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие
желтого и красного цветов (символика: траур, скорбь, серьезная торжественность).
Физиологическое, или терапевтическое, воздействие цветов (цветотерапия) привлекала
и привлекает внимание ученых. В санаториях отдельные участки сада оформляют в серебри-
сто-синих тонах, организуют так называемые «голубые сады», действующие успокаивающе
на нервную систему человека. К примеру, с этой целью могут быть использованы такие рас-
тения, как ель колючая (форма голубая), ива белая, лох узколистый и серебристый, сцилла,
мускари, незабудка, лобелия, василек, нигелла и многие другие растения.
Средневековые врачи, веря в магическую силу некоторых цветов, пытались лечить цве-
тотерапией многие болезни. Такие методы частично сохранились и в наши дни. Французские
психиатры лечат больных шизофренией, помещая их в комнаты со стенами, окрашенными в
специально подобранные тона.
Более эффективной в наши дни признана пейзажетерапия - лечение серьезных нервных
и психических заболеваний на природе с использованием специально созданных ландшафт-
ными архитекторами и дизайнерами видов - спокойных, грустных,
веселых, создающих
ощущение защищенности или напротив, свободы, простора. При движении по такому
саду
происходит не только смена настроения и эмоций, медицинские датчики фиксируют поло-
жительные физиологические реакции организма: снижение кровяного давления, улучшение
состава крови и др.
Все эти факты говорят о том, что разные цвета по-разному влияют на организм челове-
ка, и показывают, насколько велики возможности ландшафтного дизайна.
Все цвета разделяются на хроматические и ахроматические. Хроматические цвета - это
цвета спектра; красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий,
зеле-
52
ный (резких цветовых градаций в спектре нет, и указанные цвета выделены условно).
Ахроматические - белый, черный и все оттенки серого. Они характеризуются лишь светлой
или ощущением яркости, которая определяется в процентах от яркости белого цвета.
Белый цвет, контраст со всеми оттенками, вносит свет и оживление, создает эффект
объемности в растительных композициях. Черный цвет, напротив, уменьшает объемность и
усиливает действие теплых тонов - желтого и красного.
Цвет характеризуют три компонента: цветовой тон, насыщенность (чистота) цвета, све-
та (яркость).
Насыщенность (чистота) зависит от степени «разбавления» спектрального цвета белым.
Светлота (яркость) - это степень отличия этого цвета от ахроматического (белого), равного
ему по светлоте. В природе мы никогда не увидим чистых, насыщенных тонов. Есть, конеч-
но, виды растений с насыщенным цветом, но чаще - с вялым, размытым.
Усилить ощущение насыщенности бледно-красного цвета растения
можно, например,
разместив его рядом с зеленым, желтого - включив в композицию фиолетовый, методом
подбора цветовых компонентов можно снизить насыщенность какого-либо цвета, разместив,
например, рядом с ярко-синим растением красное. При сочетании нескольких цветов
ощущение насыщенности каждого из них тоже уменьшается, тем больше, чем ближе цвета
располагаются в цветовом круге. Любопытно, что все светлые тона кажутся легкими, все
тем-ные - тяжелыми. Насыщенный желтый цвет как бы приподнимает, он стремится вверх;
особенно ощутимо это на темном фоне. Голубой цвет воспринимается тоже как легкий,
парящий.
В специальных учебниках по цветоведению есть таблица восприятия цветового рисун-
ка на фоне, окрашенном в другой цвет. Это пример одновременного цветового контраста,
который также учитьвзается в ландшафтном проектирование, особенно при составлении
цветников. Все теплые тона при дневном освещении производят впечатление близких.
Это цвета переднего плана, зрительно приближающиеся к нам. Холодные цвета, напротив,
отдаляются, их используют для передачи глубины пространства. Чистые и сочные тона в от-
далении стушевываются в голубой дымке. Синие и голубые тона при этом не изменяют сво-
его цвета, они даже несколько сгущаются при удалении.
На этом и основан прием размещения на дальнем плане холодных, сине-голубых от-
тенков. Такой же эффект удаления дает размещение на заднем плане темнолиственных по-
род, синих и голубых пятен цветников. Вообще цветовая палитра сада насчитывает около
130 оттенков. Общий же колорит пейзажей меняется не три раза в году, как считают многие,
а не менее девяти раз.
1- я фаза - ранняя весна (март - начало апреля). Общий колорит парка серовато черный;
2- я фаза - весна (апрель - начало мая), преобладают пурпурные, желто-зеленые тона
слабой насыщенности и светлоты;
3- яфаза - конец весны (май - начало июня), растения окрашиваются в нежные (средней
светлоты) зеленые тона;
4- я фаза - начало лета (июнь - июль), преобладают насыщенные зеленые тона;
5- я фаза - конец и вторая половина лета (июль - август), характеризуется темно-
зеленом колоритом;
6- я фаза - осень (сентябрь - октябрь), преобладают желтые тона разной насыщенности;
7- я фаза - поздняя осень (ноябрь - декабрь), в это время насаждения имеют серовато-
бурый (слабонасыщенный желтый колорит);
8- я фаза - начало зимы (декабрь - январь) - слабонасыщенные, сине-фиолетовые, се-
рые тона;
9- я фаза - вторая половина зимы (февраль - март) с темно-серым колоритом.
С ранней весны до поздней осени вы можете наблюдать нюансную, на первый взгляд
малозаметную среду колорита сада.
53
В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета ли-
стьев, ветвей, ствола, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и раннеосеннее время цве-
товой тон определяется окраской ветвей и стволов.
Важно научится оценивать цвет предмета по отношению к цвету окружения и к обще-
му фону. Это даст возможность построить композицию так, чтобы фон не оказывал отрица-
тельного, раздражающего воздействия.
Нужно также учитывать, что в сумерках соотношение цветов меняется. Синий и
зеленый цвета производят впечатление светлых, находящихся на переднем плане, красный и
желтый - более отдаленных и глубоких. Заметим, что во многом эти эффекты зависят от
загрязнения воздуха и насыщенности его водяными парами. Сильнее всего «работают» цве-
товые контрасты. Например, при общем темном колорите здание растения подбирайте свет-
лые, с желто-зелеными или серебристо-серыми оттенками листвы. Хорошим контрастом в
данном случае будет и серый цвет мощения из бетона. На фоне белого здания (штукатурка,
неокрашенное дерево) эффектно смотрятся растения, имеющие темную листву, поглощаю-
щую часть отраженного света.
Рядом с таким домом можно посадить барбарис, разбить цветник из красных цветов ро-
зы флорибунда, «выстелить ковер» из темно-зеленой стелющейся листвы барвинка.
Около светлого здания должно быть темное, насыщенное по цвету мощение.
Китайская теория объемного цветового решения несколько отличается от привычной
нам европейской. Согласно этой теории, человек так привык к цветовому
решению природы.
Что питает отвращение к любому нарушению установленного порядка. Из этого следует, что
при выборе для любого архитектурного сооружения плоскость основания должна быть вы-
держана в тонах земли: в оттенках глины, камней, гравия, песка, лесного гумуса и мха.
Синие и сине-зеленые тона воды, напоминающие ее изменчивую поверхность, применяются
на плоскости основания или дорожек редко и только в тех местах, где проход нежелателен.
Конструктивным элементам стен и крыши сообщаются цвета ствола и ветвей дерева: чер-
ный, коричневый, темно-серый, красный и охристый. Поверхности стен в глубине заимству-
ют свой оттенок от чащи бамбука, свисающих плетей глициний, струящегося солнечного
света, сосновых сучьев и сплетающихся ветвей клена. Цвета потолка должны напоминать
воздушность неба и меняться от глубокой лазурной синевы или водянисто-зеленого цвета до
туманных облачно-белесых или мягких серых тонов. В практике современного ландшафтно-
го дизайна используют три основных правила цветовой гармонии, которые помогут вам со-
ставить композиции из растений:
• Любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, сочетание
контрастных цветов позволяет повысить общую насыщенность рисунков.
• При сочетании некоторых цветов уменьшается ощущение их насыщенности, при-
чем тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге.
• Контраст тем сильнее, чем больше различия в светлоте и насыщенности.
Контрасты могут быть цветовыми (сочетание разных тонов при равных яркостях) и яр-
костными (сочетание различных яркостей, равных по цветности).
Цвета, лежащие на диаметрально противоположных концах цветового круга, являются
контрастными (синий-оранжевый, желтый-фиолетовый, голубой-красный, зеленый-
пурпурный).
Вообще же цветовой контраст - это преувеличение фактической разницы между одно-
временными ощущениями. Одновременным контрастом широко пользуются на практике для
усиления кажущейся насыщенности цветов, помещая их по
соседству с контрастными.
Контрастные сочетания можно получить при увеличении числа дополнительных цве-
тов, вводя на соответствующие места круга зелено-голубой и желто-зеленый.
Контрастировать с ними будут соответственно красный и фиолетовый.
К гармоничным (приятным глазу) цветовым сочетаниям относятся не только контраст-
ные (красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый), но и нюансные соче-
54
тания, различаемые по светлоте в пределах одного определенного цвета (бледно-розовый -
розовый - ярко-красный).
Если на хроматическом фоне поместить хроматический рисунок, то цвет рисунка как
бы суммируется с контрастным фону цветом и воспринимается уже как новый.
Например, на красном фоне оранжевый цвет выглядит как желтый, жел-тый - зеленеет,
а зеленый заметно голубеет. На ярко-зеленом фоне красный и синие цвета приобретают фио-
летовый оттенок, желтый становится ближе к оранжевому.
Помимо гармоничных цветовых сочетаний существуют и дисгармоничные (негармо-
ничные).
Негармоничные сочетания, например, красный и фиолетовый, синий и зеленый, крас-
ный и оранжевый, необходимо нейтрализовать ахроматическими цветами. Для этого на гра-
нице сочетания цветов вводят белый, серый, серебристый, редко-черный.
Освещения участка, его построек и т.п. дают определенные светотеневые эффекты.
Светотень. Еще один «инструмент» ландшафтного дизайнера - это использование
освещенности участка - светотени. С помощью светотени подчеркивается выразительность,
объемность
растительных групп. Различия в характере смягчают краски цветников, углуб-
ляют парковые перспективы. В южных районах страны, напротив, резкие тени, особенно в
полдень, усиленная яркость красок создают зрительное сокращение глубины перспектив.
На участке важно определить длину и направление теней, падающих от предметов в течении
дня, чтобы знать затененность участка. В практике ландшафтного проектирования пользу-
ются специальными инсоляционными линейками, составленными для различных широт на
период осеннего и весеннего равноденствия. С их помощью составляются планы расположе-
ния падающих теней от деревьев и зданий (существующих и проектируемых) - так называе-
мые эпюры теней. Благодаря этим чертежам можно определить контур, размещение и разме-
ры освещенных участков и их изменение в течение дня.
При ярком солнце способность различать цвета притупляется, особенно теплые тона
(красные, оранжевые). На юге глаз различает меньше оттенков, в средней полосе - больше.
Днем максимально воспринимаются красные цвета, в сумерках чувствительность сдви-
гается в область сине-голубых тонов. С наступлением сумерек сначала «потухает и сереет»
красный цвет, а затем желтый, потом - зеленый и синий (синий цвет высветляется, становит-
ся ближе к белому, т. е. ярче), белый цвет становится активнее? Летом в конце дня можно на-
блюдать, как ярко выделяются венчики белых ромашек, цветки калины, менее заметные в
полдень.
Мы уже говорили о том, насколько важно узнать условия освещенности садового уча-
стка, и притом заранее. Еще при составлении проекта его планировки. Теперь, вы, наверное,
убеждаетесь, что это важно не только для
будущего урожая, но и для ландшафтного дизайна
сада.
И так, мы познакомились с основными законами композиции, которые могут быть ис-
пользованы при создании сада, - с линейной и воздушной перспективой, законами цветовой
гармонии, света и тени. Не забудем и о некоторых композиционных средствах, приемах
ландшафтного дизайна, равно как и ландшафтной архитектуры, позволяющих разнообразить
пейзаж. Это ритм, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс.
Симметрия и асимметрия. Размещение отдельных элементов в саду и план сада в
целом может быть симметричным и асимметричным по отношению к оси композиции, кото-
рой может быть линия взгляда либо дорога, а иногда ось садового домика.
В естественном ландшафте симметрия является редкостью. Потому там, где мы ее на-
блюдаем, симметрия обыкновенно указывает на наличие порядка, наведенного человеком.
В Европе слово «симметричный» было синонимом слова «красивый» и означало приятную и
изящную форму.
Возможно, это объясняется тем, что симметрия подразумевает порядок и систему, ко-
торые легко постигаются человеком и поэтому ему нравятся. Так или иначе, но слово «сим-
55
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »