Основы эстетики. Часть 1. Сычева С.Г. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

ВВЕДЕНИЕ В ЭСТЕТИКУ
Природа красоты. Мир прекрасного окружает нас повсюду. Он вокруг
и внутри нас. Всмотритесь чувственным или умственным взором:
Сотри случайные черты –
И ты увидишь: мир прекрасен, –
обращается к нам Александр Блок в поэме «Возмездие». Иногда бывает так,
что за случайной, неприглядной оболочкой таится внутренняя красота, кото-
рую надо уметь видеть.
Красота путеводная звезда человеческой жизни. Человек всегда стре-
мился к красоте, и ко внешней, и к нравственной, и к умственной. Нет такого
народа, который не знал бы чувства прекрасного. Открытия современных
ученых доказывают, что уже в верхнем палеолите первобытный человек знал
и ценил красоту. Это подтверждают находки на территориях современной
Франции, Италии, Англии, Германии, Сибири, Сахары и т. д.
Человек способен находить и ценить красоту, творить по ее законам.
Но для этого надо вырабатывать вкус. Так же, как мы учимся читать и пи-
сать, мы формируем способность видеть и переживать красоту. Учение
о красоте – это и есть эстетика.
Жизнь прекрасна и удивительна, но она полна противоречий, в ней
сталкиваются противоположности: истина и ложь, добро и зло, красивое
и безобразное. Искусство же вмещает в себя всю неоднозначность жизненно-
го процесса и выражает его собой. Недаром в поэтике французского декадан-
са XIX в. возникла эстетика безобразного. Неподражаемым примером этой
поэзии служит стихотворение символиста Шарля Бодлера «Падаль»:
Вы помните ли то, что видели мы летом?
Мой ангел, помните ли вы
Ту лошадь дохлую под ярким белым светом,
Среди рыжеющей травы?
Полуистлевшая, она, раскинув ноги,
Подобно девке площадной,
Бесстыдно, брюхом вверх лежала у дороги,
Зловонный выделяя гной…
Возможно, что это весьма пространное описание падали не заслужило
бы столь пристального внимания широкой публики, несмотря на свою гени-
альность, но все дело в том, что стихотворение состоит из двух частей.
5