Философия архитектуры. Терехова Г.Л. - 51 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хочется отметить, что логика зодчего древности отлична от компоновочной, композиционной логики со-
временного архитектора. Термин «композиция», популярный, начиная с эпохи Ренессанса, означает всего лишь суммацию,
некое формальное упорядочение объемов, фрагментов и деталей. Логика зодчего древностиэто не столько логика зодчего,
сколько логика самого зодчества как природного и человеческого процесса творения.
Древние цивилизации использовали комплексы сложнейших архитектурных и культовых сооружений, построенных по
основным принципам Мироздания и разбросанных в виде сети. С помощью этих центров аккумулировалась гигантская энер-
гия Космоса. Православные храмы, например, построены и строятся по принципам сакральной геометрии, а значит, служат
резонаторами, или «камертонами», космических энергий. Ведическая культура прослеживается и в архитектуре Тадж-
Махала (суфийский храм в Индии) и в храме Христа Спасителя в Москве. В их геометрии лежат одни и те же принципы са-
кральной геометрии Арийских храмов. Эта традиция сохранена до настоящего времени, но используется не во всех архитек-
турно-строительных комплексах.
Создавая архитектурную форму или архитектурное пространство, истинный зодчий проектирует их сверху, от Бога, из
реального или мыслимого зенита и полагает в них, в их земное ядро некое сокровенное содержание, которое несет в себе
многообразный смысл, а также характеризуется неисчерпаемым потенциалом развертывания.
На каждом новом витке, на каждом новом уровне своего спирального развития культура вновь и вновь возвращается к
некогда зарожденным ею образам и представлениям. Где-то в недрах бессознательного культуры, в неосознаваемой нами
глубине самих себя возникает и растет потребность нового, целостного, гармоничного, логически объяснимого представле-
ния о мире.
В современной архитектуре существует предположение о том, что предъявление в ней формы шара, сферы, мирового
яйца соотносится с эпохами ожидания рождения нового, прекрасного и справедливого мира, связанного с религиозным, со-
циальным, идейным обновлением жизни, с массовыми надеждами, чаяниями и упованиями, охватывающими целые народы,
государства, регионы, культуры. Преобладание же вспарушенных форм с образующими, близкими к параболе, к абрису лин-
ги, омфала, пробивающегося сквозь почву ростка или гриба, можно соотнести с эпохами активного становления, утвержде-
ния и распространения религии, идеологии и культурной традиции.
В теории формообразования мы вновь и вновь находим аналоги с архаическими представлениями. Образ Мироздания
как порождающей системы за последние два десятилетия в тех или иных вариантах все чаще возникает в самых различных
областях современной науки.