ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
СЛОВАРЬ
Абак – ярусная квадратная чаша, устанавливаемая на классическом буддийском ступе и утверждающая изначальную
«правильность» высшего мира.
Алтарный камень – земное основание мировой и вселенской оси, которое в будущем должно представить на земле все
мироздание.
Анда (в санскр. «яйцо») – кирпичная, облицованная камнем полусфера, представляющая архитектурное воплощение
«мирового яйца», из которого развернулась Вселенная.
Апсида (древнегреч. «свод») – представление небосвода в пещерных храмах в горизонтальной плоскости.
Атон – древнеегипетсекий бог Солнца.
Архэ (греч. первоначало).
Ваджра (русск. двойная балясина) – громовая опора или оберег от удара молнии.
Ведика – основание ступы, традиционно профилированный, круглый в плане алтарь; в основание ведики заложен
принцип постижения Вселенной через знание.
Вихара – монастыри с общинно-келейным образом жизни, сосредоточенном вокруг главного монументального символа
Учения – ступы.
Ворон – один из древнейших мифологических персонажей, вещая птица, птица-вестник верховного божества; слово
«ворон» этимологически родственно имени божества – «Варуна», «Уран», а однокоренной термин воронка определяет ха-
рактерное спиральное движение этой сакральной птицы в небе.
Гносеология – учение о познании; соотв. гносеологический аспект – познавательный аспект.
Голгофа (от древнеевр. «череп», «лобное место») – место, указывающее на чашу небесных вод. На многих иконах, по-
вествующих о распятии или снятии с креста, внутри Горы изображен череп Адама. Каждая вновь возникающая религия в
процессе самоутверждения проектирует в неясные глубины истории, к первоистоку человеческого рода.
Гопурам (санскр. «коровьи врата») – гигантские надвратные башни в больших храмовых ярусных комплексах южноин-
дийских храмов, представляющих собой естественное место верховного божества, куда направляется взгляд верующего по
ступеням ярусной структуры храма.
Дрона (санскр. «корыто», «чаша», «сосуд»; с палийского «сидение богов») – верхняя часть ступы; квадратное в плане,
трехступенчатое снаружи корыто, в котором брахман делит останки Будды на восемь частей, где число «8» соотносится с
понятием бесконечности.
Изба (от древнерусск. «истобка», однокоренн. со словом «топить») – русское жилище, смысловым содержанием кото-
рой является печь – центр мироздания, единение у «семейного очага», семейный жертвенник и алтарь.
Корона (санскр. «корыто», «чаша», сосуд») – чаша небесных вод.
Каннелюра (от франц. cоnne – тростник; греч. сaneon – тростниковая корзина, жертвенная корзина) – вертикальный же-
лобок на поверхности колонны, по которому стекает вода из чаши небесных вод.
Капитель (инд. «сapala», лат. «сaput», рус. «капь») – завершающая часть античного ордера, ставшая для европейцев
олицетворением мирового порядка и гармонии.
Капище – языческое святилище, где хранится «капь» – главный священный сосуд, отождествляемый с чашей небесных
вод.
Каплица – польская часовня, дарохранительница.
Карниз (греч. коронис – буквально «изгибающийся», «круторогий»; англ. сrown, лат. сorona – венец; русск. корона) –
расширяющееся кверху завершение здания представляет чашу небесных вод.
Кокошник (от звукоподражательного «ко-ко» – яйцо; «кокошь» в древнерусском – курица, наседка) – женский голов-
ной убор, изображающий чашу небесных вод, которую несет на голове ритуально чистая девушка, будущая мать, символ
человеческого плодородия.
Миро-ощущение – осязание непосредственно окружающего мира с помощью органов чувств, присущее, по-видимому
всем существам.
Миро-восприятие – восприятие и осознание мира как целостности всем человеческим существом.
Миро-представление – создание человеком в своем сознании образа ( образной кртины) мира, Вселенной.
Миро-здание – миропредставление, оформившееся как пространственная архитектоническая система, реализующаяся в
первую очередь в архитектуре.
Нараяна – бог-младенец, божественный закон Вселенной в момент ее первого проявления. В древних индийских кни-
гах носит имя Праджапати.
«Пи» (3,14) – «божественное число», представляющее математическую соотнесенность квадратного Неба и круглой
Земли, божественной «правильности» и земной реальности.
Престол – главный храмовый алтарь в православии, представляющий собой истинное судилище Христово, с которого
Спаситель преподает к подкреплению душ наших небесную пищу. По форме близок к античному алтарю, имеющему куби-
ческое ядро и выступающие нижнюю и верхнюю плиту.
Ратха (санскр. «повозка», «колесница») – колесницы-храмы, высеченные из единой скальной глыбы, где процесс высе-
кания онтологически близок процессу превращения алтаря в храм.
Рита – изначальный принцип миропорядка, человеческим проявлением которого выступает ритуал – главное средство
поддержания всего миропорядка.
Сень (а также зонт, балдахин) – маленькое замкнутое пространство, содержащее самодостаточную вселенскую сущ-
ность и представляющее вселенскую защиту. В русской архитектурной традиции сень – неотъемлемая принадлежность вся-
кого храма и всякого жилья, устанавливаемая над алтарем, над царским троном, над патриаршим местом.
София – в христианской культуре «Божественная Премудрость», «Вселенское Знание».
Ступа (санскр. «стха») – памятник первооснове всех вещей, канонически отработанное культовое сооружение.