Философия архитектуры. Терехова Г.Л. - 54 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Хармика (санскр. «хармья» – скала, дворец, крепость) – кубический реликварий, установленный на вершине полусфе-
ры, в который помещались частички мощей и другие реликвии Будды; символ центральной вселенской твердыни, оплот вер-
ховного божества.
Храм-мандапа (с санскр. «мандапа» – «навес», «кров») – предхрамовый зал индуистского храма, выполняющий по сво-
ей функции роль сеней и соотносящийся с божественной благодатью, с нахождением под полной божественной защитой.
Цела (лат. «скрывать», «утаивать») – помещение храма, в котором находится алтарь и изображение божества.
Чайтья храмы первых веков нашей эры, представляющие небольшие часовни, в которые приходили на поклонение
адепты-миряне изображению Будды.
Чандра-шала (буквально с санскр. «лунный дом»; инд. «арка куду»; франц. «chalet» – дом в горах, укрытие, кров;
русск. «шалаш») – покрытие в виде бочки, демонстрирующее на фасаде внутреннее пространство, смысловое содержание
ступы.
Чаша Граалясвященный сосуд, из которого, по средневековому преданию, причащались Христос и апостолы.
Чакра в буддизме известен как дхармачакраколесо закона, восходит к общеиндоевропейскому rita – Мировой за-
кон; а также энергетический центр в астральном теле человека; в архитектуресимвол вселенского закона в верхнем осно-
вании храма.
Эхин (греч. еxinos) – означает буквально «морской еж», раковина которого использовалась как сосуд в ритуальных це-
лях. Сакральный аспект эхина заключается в хранении человеческих обязательств «до судного дня». Дублирует и дополняет
абак в системе представления чаши небесных вод.
Яблокотехн. термин, адекватный техн. индийскому термину «плод лотоса», бирманскому «плод банана»; указывают
на его первичное значениеплода-семени, из которого сверху вниз по традиции развертывается сама Вселенная и от кото-
рого по смыслу проектируется храм как миро-здание. В построении русского храма представляет маленький золотой шар
над куполом.