История русской литературы XX века (1920-1930-е гг.). Тернова Т.А. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

4
по стиховому принципу (фрагментарность, ассоциативность, звукопись, соз-
дание метафорических рядов). В то же время популярность сказовой новеллы
( М . Зощенко, И .Бабель, А.Веселый, Л .Леонов) иллюстрирует собой прямо
противоположную тенденцию - стремление дать слово человеку массы , сде-
лав его речь и , соответственно, его внутренний мир объектом авторского и
читательского наблюдения. Вариантами поиска новой стилевой формы , кото-
рая наиболее адекватно отразила бы дух времени , стали также рубленая проза
(К .Федин) и теоретически обоснованный десятилетием ранее синтетизм
Е .Замятина .
В середине - второй половине 20-х появляется поток текстов, которые
напрямую связаны с формированием концепции советской литературы . Это
романы А. Серафимовича Железный поток”, Д .Фурманова Чапаев” ,
А.Фадеева Разгром”.
В поэзии возникают как направления авангардного толка (имажинизм
(1918), группа Чинари” (1918), впоследствии сменившая название на ОБЭ -
РИУ - Объединение реального искусства (1927)), декларирующие несовпаде-
ние смысловых полей жизни и искусства , так и те , которые заявляют о под-
держке социальных преобразований силами искусства (Пролеткульт , герои -
ко-романтическая поэзия М .Светлова , Н .Тихонова , Э .Багрицкого).
Промежуточность, двойственность 20-х гг. подтверждается и положе-
нием , сложившимся в издательском деле. Так, в 20-е гг. одновременно созда -
ются новые журналы (Красная новь” (1921), Печать и революция” (1921),
Молодая гвардия” (1922), Новый мир” (1925 и др .) и закрываются незави -
симые (август 1918 г.), вводится институт цензуры (декабрь 1918 г. - дата уч -
реждения Революционного трибунала печати , июнь 1922 г. - создания Глав-
лита ). В 1925 г. выходит резолюция “О политике партии в области художест-
венной литературы”, с одной стороны , провозгласившая тактичное и береж-
ное отношение” к попутчикам”, с другой - настаивавшая на определенном
понимании общественно - классового содержания” литературы .
Тридцатые годы в русской литературе ХХ века занимают временной
промежуток с 1934 по 1941 гг. На Первом съезде Советских писателей в авгу-
сте 1934 года были озвучены требования к текстам новой литературы : пар-
тийность, историзм, народность. Было сформулировано определение метода
социалистического реализма как способа конкретного изображения действи -
тельности в ее революционном развитии”. Идеи , высказанные на Первом
съезде Союза писателей , обусловили существование двух тематических пото -
ков, определивших лицо литературных 30-х гг. Это производственный роман,
изображающий формирование коллектива , движимого общими целями , сов-
падающими с интересами страны (И.Эренбург День второй”, М .Шагинян
Гидроцентраль” и др .), и роман воспитания личности (Н.Островский Как
закалялась сталь” , А.Макаренко Педагогическая поэма”).
                                        4

по сти х овомупри нци пу(ф рагментарность, ассоци ати вность, звук опи сь, соз-
дани е метаф ори ческ и х рядов). В то же времяпопулярностьск азовой новеллы
(М .Зощ енк о, И .Бабель, А.В еселы й, Л .Л еонов) и ллю стри рует собой прямо
проти воположную тенденци ю - стремлени е датьслово человек умассы , сде-
лав его речьи , соответственно, его внутренни й ми р объ ек том авторск ого и
чи тательск ого наблю дени я. В ари антами пои ск а новой сти левой ф ормы , к ото-
раянаи более адек ватно отрази ла бы дух времени , стали так же рубленаяпроза
(К .Ф еди н) и теорети ческ и обоснованны й десяти лети ем ранее си нтети зм
Е .Замяти на.
       В середи не - второй полови не 20-х появляется поток тек стов, к оторы е
напрямую связаны с ф орми ровани ем к онцепци и советск ой ли тературы . Э то
романы А.С ераф и мови ча “Ж елезны й поток ” , Д .Ф урманова “Ч апаев” ,
А.Ф адеева “Разгром” .
       В поэ зи и возни к аю т к ак направлени я авангардного толк а (и мажи ни зм
(1918), группа “Ч и нари ” (1918), впоследстви и смени вш ая названи е на О БЭ -
РИ У - О бъ еди нени е реального и ск усства (1927)), дек лари рую щ и е несовпаде-
ни е смы словы х полей жи зни и и ск усства, так и те, к оторы е заявляю т о под-
держк е соци альны х преобразовани й си лами и ск усства (П ролетк ульт, герои -
к о-романти ческ аяпоэ зи яМ .С ветлова, Н .Т и х онова, Э .Багри цк ого).
       П ромежуточность, двойственность20-х гг. подтверждается и положе-
ни ем, сложи вш и мся в и здательск ом деле. Т ак , в 20-е гг. одновременно созда-
ю тся новы е журналы (“К расная новь” (1921), “П ечатьи револю ци я” (1921),
“М олодая гварди я” (1922), “Н овы й ми р” (1925 и др.) и зак ры ваю тся незави -
си мы е (август1918 г.), вводи тсяи нсти тутцензуры (дек абрь1918 г. - дата уч-
реждени я Револю ци онного три бунала печати , и ю нь1922 г. - создани я Г лав-
ли та). В 1925 г. вы х оди трезолю ци я“О поли ти к е парти и в области х удожест-
венной ли тературы ” , с одной стороны , провозгласи вш ая “так ти чное и береж-
ное отнош ени е” к “попутчи к ам” , с другой - настаи вавш ая на определенном
пони мани и “общ ественно-к лассового содержани я” ли тературы .
       Т ри дцаты е годы в русск ой ли тературе Х Х век а зани маю т временной
промежуток с1934 по 1941 гг. Н а П ервом съ езде С оветск и х пи сателей в авгу-
сте 1934 года бы ли озвучены требовани я к тек стам новой ли тературы : пар-
ти йность, и стори зм, народность. Бы ло сф ормули ровано определени е метода
соци али сти ческ ого реали зма к ак способа “к онк ретного и зображени ядействи -
тельности в ее револю ци онном разви ти и ” . И деи , вы ск азанны е на П ервом
съ езде С ою за пи сателей, обуслови ли сущ ествовани е двух темати ческ и х пото-
к ов, определи вш и х ли цо ли тературны х 30-х гг. Э то прои зводственны й роман,
и зображаю щ и й ф орми ровани е к оллек ти ва, дви жи мого общ и ми целями , сов-
падаю щ и ми с и нтересами страны (И .Э ренбург “Д ень второй” , М .Ш аги нян
“Г и дроцентраль” и др.), и роман воспи тани я ли чности (Н .О стровск и й “К ак
зак аляласьсталь”, А.М ак аренк о “П едагоги ческ аяпоэ ма” ).