ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
5
Планы практических занятий для студентов 4 курса филологического
факультета сгруппированы вокруг следующих тематических блоков, позво -
ляющих выявить специфику литературных 20-30-х гг.: “Поэзия 20-х гг. ”
( М .Цветаева “Крысолов” , В .Маяковский “В .И .Ленин” , “Хорошо!”), “Анали -
тико-прогностическая тенденция в прозе 20-х гг. ” (Л .Лунц “Город Правды“),
“Стилевые течения в прозе 20-х гг. ” (Вс.Иванов “Бронепоезд 14-69”), “Поэзия
30-х гг. ” (О .Мандельштам “Воронежские тетради”), “Драматургия 30-х гг. ”
( Вс.Вишневский “Оптимистическая трагедия” , М .Булгаков “Дни Турбиных”),
“Литература русского зарубежья” (В.Набоков “Дар” ). “Планы практических
занятий” снабжены списком вопросов для самопроверки, перечнем обяза-
тельной и дополнительной исследовательской литературы по материалу кур -
са “Истории русской литературы 20-30-х гг. ХХ века”.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1.Человек и история
в лирической сатире М . Цветаевой “Крысолов”
Лирическая сатира “Крысолов” (1925) - один из первых текстов, напи -
санных М.Цветаевой в эмиграции. Несмотря на это , в драматической поэме
М .Цветаевой есть не только острота переживания недавних революционных
событий в России, но и их осмысление. Отсюда широкие исторические кон-
тексты , которые вовлекаются в повествование. В тексте есть отсылки к собы -
тиям русской истории (эпохе царя-преобразователя Петра 1), французской
революции. Этот исторический материал использован М .Цветаевой и в “Ле-
бедином стане” (1917-1920) и позволяет увидеть русскую революцию 1917 г.
как событие, имеющее предысторию и далеко не созидательную перспективу.
В основе “Крысолова” М .Цветаевой - немецкая легенда о флейтисте , в
XIII столетии спасшем немецкий город Хамельн (Hameln) от нашествия крыс.
Литературными переработками источника стали тексты Гете , К.Зимрока,
Р.Браунинга , Гейне, Г .Аполлинера, А.Грина , Г .Грасса , А.Камю и др . Тем не
менее исследователь И .Малинкович (Судьба старинной легенды // Малинко-
вич И. Синее яблоко / И .Малинкович. - М ., 1999. - С .88-124) считает, что
именно М . Цветаева исчерпала возможный контекстный фон легенды о флей -
тисте .
В тексте лирической сатиры М .Цветаева затрагивает первостепенную
для эпохи модернизма проблему соотношения искусства и реальности , решая
ее в пользу первого. Только искусство , а не революция - событие социального
масштаба - способно преобразовать мир. М .Цветаева писала по поводу за-
мысла поэмы : “Толкование: Охотник - Дьявол- соблазнитель - Поэзия . Бурго-
мистр - Быт. Дочка бургомистра - Душа... Крысы - земные заботы , от кото-
рых Охотник освобождает город. Быт не держит слово Поэзии, Поэзия мстит”
( Цветаева М . С /с в 7 т. - Т .3. - М .: Эллис Лак, 1994. - С .779).
5 П ланы прак ти ческ и х заняти й для студентов 4 к урса ф и лологи ческ ого ф ак ультета сгруппи рованы вок руг следую щ и х темати ческ и х блок ов, позво- ляю щ и х вы яви ть специ ф и к у ли тературны х 20-30-х гг.: “П оэ зи я 20-х гг.” (М .Ц ветаева “К ры солов” , В .М аяк овск и й “В .И .Л ени н” , “Х орош о!” ), “Анали - ти к о-прогности ческ ая тенденци я в прозе 20-х гг.” (Л .Л унц “Г ород П равды “), “С ти левы е течени яв прозе 20-х гг.” (В с.И ванов “Бронепоезд 14-69” ), “П оэ зи я 30-х гг.” (О .М андельш там “В оронежск и е тетради ” ), “Д раматурги я 30-х гг.” (В с.В и ш невск и й “О пти ми сти ческ аятрагеди я” , М .Булгак ов “Д ни Т урби ны х ” ), “Л и тература русск ого зарубежья” (В .Н абок ов “Д ар” ). “П ланы прак ти ческ и х заняти й” снабжены спи ск ом вопросов для самопроверк и , перечнем обяза- тельной и дополни тельной и сследовательск ой ли тературы по матери алук ур- са “И стори и русск ой ли тературы 20-30-х гг. Х Х век а” . П Л АН Ы П РАК Т И Ч Е С К И Х ЗАН Я Т И Й 1.Че л ове к и и с тори я в л и ри че с к ой с ати ре М .Цве тае вой “Кры с ол ов” Л и ри ческ ая сати ра “К ры солов” (1925) - оди н и з первы х тек стов, напи - санны х М .Ц ветаевой в э ми граци и . Н есмотря на э то, в драмати ческ ой поэ ме М .Ц ветаевой естьне тольк о острота пережи вани я недавни х револю ци онны х собы ти й в Росси и , но и и х осмы слени е. О тсю да ш и рок и е и стори ческ и е к он- тек сты , к оторы е вовлек аю тсяв повествовани е. В тек сте естьотсы лк и к собы - ти ям русск ой и стори и (э пох е царя-преобразователя П етра 1), ф ранцузск ой револю ци и . Э тот и стори ческ и й матери ал и спользован М .Ц ветаевой и в “Л е- беди ном стане” (1917-1920) и позволяетуви детьрусск ую револю ци ю 1917 г. к ак собы ти е, и мею щ ее преды стори ю и далек о не сози дательную перспек ти ву. В основе “К ры солова” М .Ц ветаевой - немецк ая легенда о ф лейти сте, в XIII столети и спасш ем немецк и й город Х амельн (Hameln) отнаш естви як ры с. Л и тературны ми переработк ами и сточни к а стали тек сты Г ете, К .Зи мрок а, Р.Брауни нга, Г ейне, Г .Аполли нера, А.Г ри на, Г .Г расса, А.Камю и др. Т ем не менее и сследовательИ .М али нк ови ч (С удьба стари нной легенды // М али нк о- ви ч И . С и нее яблок о / И .М али нк ови ч. - М ., 1999. - С .88-124) счи тает, что и менно М .Ц ветаева и счерпала возможны й к онтек стны й ф он легенды о ф лей- ти сте. В тек сте ли ри ческ ой сати ры М .Ц ветаева затраги вает первостепенную для э пох и модерни зма проблемусоотнош ени яи ск усства и реальности , реш ая ее в пользупервого. Т ольк о и ск усство, а не револю ци я- собы ти е соци ального масш таба - способно преобразоватьми р. М .Ц ветаева пи сала по поводуза- мы сла поэ мы : “Т олк овани е: О х отни к - Д ьявол-соблазни тель- П оэзия . Бурго- ми стр - Б ы т. Д очк а бургоми стра - Д у ш а... К ры сы - земны е заботы , от к ото- ры х О х отни к освобождаетгород. Бы тне держи тслово П оэ зи и , П оэ зи ямсти т” (Ц ветаева М . С /св 7 т. - Т .3. - М .: Э лли сЛ ак , 1994. - С .779).
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »