Речевая культура будущего специалиста. Токмина Т.А - 123 стр.

UptoLike

Рубрика: 

123
он полказал её отличие от языка как знаковой системы. Л.В.Щерба
представлял себе язык в трёх аспектах: в речевой деятельности, языковой
системе и языковом материале, т .е в совокупности всех текстовустных
и письменных.
В ключе речи как деятельности работали не только лингвисты. Но и
психологиЖ.Пиаже, В.
Штерн, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.Р.Лурия.
В традиционных отраслях языкознания также усилился речевой фактор:
получили развитие функциональная стилистика, функциональная
грамматика, возникли социолингвистика, теория билингвизма, было
разработано понятие речевого развития личности, появилисб труды по
развитию детской речи, возникли теории коммуникации и массовой
коммуникации, появляется психолингвистика.
А.А
.Леонтьев так определяет предмет психолингвистикиновой
риторики: «Соотношение личности со структурой и функциями речевой
деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей»
образа мира человека, - с другой». ( См.: А.А.Леонтьев. Основы
психолингвистики. – М.,1997.-С.19). Он называет следующие зоны
применения теории и практики психолингвистики:
- моделирование речевой деятельности человека,
его языковой
способности, внутренней речи, кодовых переходов;
- теоретическое осмысление не готового текста (это делает
лингвистика), а процессов порождения речи, обучения языкам;
- проблемы речевого воздействия на человека в потоке жизни, в
массовой коммуникации;
- конструирование новых кодовых систем, понимание механизмов
говоренияаудирования, чтенияписьма; ввод в компьютер информации
в
языковом коде; механизмы билингвизма и др.
Неориторикаэто уже не только теория ораторства: цель неориторики
определяется как поиск оптимальных форм, вариантов, алгоритмов
общения в современных условиях, в самых разнообразных ситуациях. Само
общение понимается в широком смысле: не только обмен информацией,
диалог, но и все возможные ситуации вербальных и невербальных
контактов,
включая эмоциональный, использование разных кодов
знаковых систем, включая внутренние, мыслительные коды. Текст
понимается как дискурсречь в потоке жизни с учётом окружения,
событий, прошлых и ожидаемых, кодов телодвижений и пр.
Секреты красноречия предназначаются не для избранных и усваиваются
всеми, что предполагает не снижение верхней планки, а поднятие нижней.
При таком
понимании речевой компетентности (на только
коммуникативной) науки о речи создают минимум сведений,