Геополитика и международные отношения современного мира. Трубникова Н.В. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Пространство существует независимо от воли человека. Но человек
осуществляет свои потребности, с неизбежностью придумывая, осваи-
вая, создавая, видоизменяя и даже разрушая свое пространство. Эти от-
ношения между человеком и пространством вызывают к жизни ключе-
вые процессы, которые составляют ядро истории человечества.
Первый тип отношений человека и пространства: оседлые и кочевые
народы. История, а вернее, представления, которые она вызывает в со-
знании людей, кристаллизуются вокруг простых и очевидных противо-
поставлений, являющихся границами временных циклов. Одним из та-
ких противопоставлений является различие между кочевым и оседлым
образом жизни.
Земледелец принадлежит той земле, которую он обрабаты-
вает и которая обеспечивает его существование. Для крестьянина про-
странство ограничивается его полем, его жилищем и его деревней. Так,
в течение поколений подавляющее большинство людей жили в своем
маленьком мире, ограниченном близким горизонтом, за которым лежал
чужой и враждебный мир.
Для кочевника пространство было бесконечно. Он его завоевывал
и опустошал, чтобы тут же отправиться на поиски новой добычи. В от-
личие от крестьян, глубоко укоренившихся на своей земле, кочевники
были в постоянном движении, они грабили и убивали земледельцев.
Поэтому на определенном этапе история человечества была историей
борьбы между оседлыми и кочевыми народами. И все же великие им-
перии прошлого, созданные кочевниками, уходили в небытие, а руко-
творные системы жизнедеятельности оседлых народов постоянно воз-
рождались.
В конце XX века эти два представления о пространстве оказались
смещенными. С незапамятных времен «среднестатистический» человек
был крестьянином. Сейчас он стал горожанином, живущим в безликом
микрорайоне недалеко от городской окраины. Кочевники воплощали
благородство мира, но сейчас к их числу можно отнести лишь туарегов
Сахары или последние караваны, передвигающиеся в Аравийской пу-
стыне. Гордые путешественники оказываются в положении бродяг, лиц
без определенного места жительства, а их извечные караванные пути
перерезаны государственными границами.
Второй тип: крестьянин и горожанин
Крестьянин все еще тесно соприкасается с природой. Близкий и
естественный мир, объект постоянного приложения сил земледельца, в
то же время представляется ему таинственным и грозным. Для многих
первобытных обществ, в том числе и греков античного периода, земля
была матерью, живым существом, источником плодородия, порождав-
шим человека и забиравшим его в свое лоно после его смерти. Крестья-
нин поклонялся жестоким и неблагодарным силам природы, но в то же
7