Практикум по выразительному чтению. Часть II. Вахтель Н.М - 16 стр.

UptoLike

Рубрика: 

16
И.С. Тургенев
Как хороши , как свежи были розы…
Где-то, когда-то, давно-давно тому назад , я прочел одно
стихотворение. Оно скоро позабылось мною , но первый стих остался у
меня в памяти:
Как хороши, как свежи были розы…
Теперь зима, мороз запушил стекла окон ; в темной комнате горит
одна свеча. Я сижу, забившись в угол , а в голове все звенит да звенит :
Как хороши, как свежи были розы…
И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома.
Летний вечер тихо тает и переходит в ночь , в теплом воздухе пахнет
резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и прислонив
голову к плечу, сидит девушка - и безмолвно и пристально смотрит на
небо, как бы выжидая появления первых звезд . Как простодушно
вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно невинны раскрытые ,
вопрошающие губы, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю
заговорить с нею , - но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
Как хороши, как свежи были розы…
А в комнате все темней да темней… Нагоревшая свеча трещит ,
беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за
стеною и чудится скучный, старческий шепот…
Как хороши, как свежи были розы…
Встают передо мной другие образы… Слышится веселый шум
семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к
дружке, смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут
сдержанным смехом , руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые
добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие,
тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького
пианино и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню
патриархального самовара…
Как хороши, как свежи были розы…
Свеча меркнет и гаснет… Кто это кашляет там так хрипло и глухо?
Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой
единственный товарищ… Мне холодно… Я зябну… и все они
умерлиумерли…
Как хороши, как свежи были розы…
Эмоциональное состояние
Чувства, переживаемые говорящим в момент речи , могут не
высказываться в словах , но они непременно проявляются в интонациях,
расцвечивают ее разнообразными голосовыми фигурами. Эмотивы
необычайно богаты, разнообразны и не поддаются строгой фиксации в
типах ИК . Одним из средств передачи эмотивов являются психологические
паузы.