Этика. Варава В.В. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ЭТИКИ. ТРИ УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ БЫТИЯ
Три уровня восприятия бытия. Эмпирический уровень: восприятие
мира как данности, отсутствие философской рефлексии о происхождении
вещей. Метафизический уровень: восприятия бытия как целого и единого,
возникновение вопроса о смысле сущего. Этический уровень: появление
вопросов о цели, смысле и оправданности существования, о
добре и зле,
счастье и страдании, нравственные размышления об истинной жизни.
Этика как феномен древнегреческой философской культуры. Отличия
античной этики от нравственной рефлексии древневосточных культур.
Культурно-исторический и философский контекст возникновения этики
как науки. Семантика древнегреческого слова «этос». Этимология терми-
нов «этика», «мораль», «нравственность». Соотношение созерцательной и
практической жизни. Этика
в аристотелевской иерархии наук. Физика, ло-
гика, этика в философии стоиков.
Многообразие этических учений. Основные методологические прин-
ципы, лежащие в основе этических теорий (натурализм, рационализм, аб-
солютизм, релятивизм, иррационализм). Понятие автономной и гетеро-
номной этики.
ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Проблема происхождения морали. Нравственное начало в природе
(П. Кропоткин). «
Два источника религии и морали» (А. Бергсон). «К ге-
неалогии морали» (Ф. Ницше). Специфика морального сознания. Соотно-
шение «сущего» и «должного» в морали. Соотношение универсального и
конкретно-исторического в морали (этический абсолютизм, этический ре-
лятивизм). Анализ логики морального языка.
Понятие моральной ценности. Онтологическое различение «блага» и
«ценности». Типология ценностей (абсолютное-
относительное, положи-
тельное-отрицательное, объективное-субъективное).
Этика и психология: сходства и различия в изучении человека. Соот-
ношение физиологического, этического и эстетического в учении В.С. Со-
ловьева. Динамические смысловые системы индивидуального сознания
личности (Л.С. Выготский). «Личностный смысл» – категория психологии;
«смысл жизни» – категория этики. Этика и психоанализ. «Гуманистиче-
ская этика» (
Э. Фромм). «Этика преображенного эроса» (Б. Вышеславцев).
ТЕМА 3. ЭТИКА И КУЛЬТУРА
Нравственность как внутренняя основа культуры. Нравственные
идеалы и культурное своеобразие. Проблема наличия общекультурных
нравственных универсалий. Культурные варианты и духовные инварианты
                                   5

            СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ЭТИКИ. ТРИ УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ БЫТИЯ

     Три уровня восприятия бытия. Эмпирический уровень: восприятие
мира как данности, отсутствие философской рефлексии о происхождении
вещей. Метафизический уровень: восприятия бытия как целого и единого,
возникновение вопроса о смысле сущего. Этический уровень: появление
вопросов о цели, смысле и оправданности существования, о добре и зле,
счастье и страдании, нравственные размышления об истинной жизни.
     Этика как феномен древнегреческой философской культуры. Отличия
античной этики от нравственной рефлексии древневосточных культур.
Культурно-исторический и философский контекст возникновения этики
как науки. Семантика древнегреческого слова «этос». Этимология терми-
нов «этика», «мораль», «нравственность». Соотношение созерцательной и
практической жизни. Этика в аристотелевской иерархии наук. Физика, ло-
гика, этика в философии стоиков.
     Многообразие этических учений. Основные методологические прин-
ципы, лежащие в основе этических теорий (натурализм, рационализм, аб-
солютизм, релятивизм, иррационализм). Понятие автономной и гетеро-
номной этики.

    ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

     Проблема происхождения морали. Нравственное начало в природе
(П. Кропоткин). «Два источника религии и морали» (А. Бергсон). «К ге-
неалогии морали» (Ф. Ницше). Специфика морального сознания. Соотно-
шение «сущего» и «должного» в морали. Соотношение универсального и
конкретно-исторического в морали (этический абсолютизм, этический ре-
лятивизм). Анализ логики морального языка.
     Понятие моральной ценности. Онтологическое различение «блага» и
«ценности». Типология ценностей (абсолютное-относительное, положи-
тельное-отрицательное, объективное-субъективное).
     Этика и психология: сходства и различия в изучении человека. Соот-
ношение физиологического, этического и эстетического в учении В.С. Со-
ловьева. Динамические смысловые системы индивидуального сознания
личности (Л.С. Выготский). «Личностный смысл» – категория психологии;
«смысл жизни» – категория этики. Этика и психоанализ. «Гуманистиче-
ская этика» (Э. Фромм). «Этика преображенного эроса» (Б. Вышеславцев).

                   ТЕМА 3. ЭТИКА И КУЛЬТУРА

    Нравственность как внутренняя основа культуры. Нравственные
идеалы и культурное своеобразие. Проблема наличия общекультурных
нравственных универсалий. Культурные варианты и духовные инварианты