Политология. Верезгова И.В - 117 стр.

UptoLike

117
клубов, совместно заседают в одних и тех же правительственных комитетах, а зачастую
связаны между собой родственными узами. Между этими людьми происходит
постоянное взаимодействие: политики имеют свои интересы в бизнесе, крупные
бизнесмены стремятся к политическим постам, высший военный состав нередко входит
в советы крупнейших компаний. Принадлежность к этому узкому кругу автоматически
ведёт к получению власти и влияния в обществе.
Р.Миллс полагал, что существуют три четко различимых уровня власти.
Первый - высший уровень - занимает властвующая элита, формально и
неформально принимающая наиболее важные политические решения и
отстраняющая от управления страной народные массы;
второй уровень это «промежуточный уровень» власти, отражающий групповые
интересы в местных и региональных органах власти, влияние которых на принятие
основополагающих решений ограничено;
третий уровень уровень «фактического бесправия массы», на котором находится
основная часть общества, не оказывающая никакого влияния на принимаемые
решения.
Из этого естественно следует вывод о том, что в действительности американская
демократия и народовластие – не более, чем обман.
Исследование властвующей элиты США не осталось незамеченным. Позднее,
выводы Р.Миллса нашли свое отражение в идеологии «новых левых» по всему миру.
Кроме того, современный английский социолог Э.Гидденс убедительно показал, что
термин «властвующая элита», придуманный Р.Миллсом применительно к
Соединённым Штатам, можно с полным основанием отнести и к Советскому Союзу.
В конце ХХ века большую популярность получили плюралистические
концепции элит. Эти концепции исходят из того, что правящая элита не является
единым целым, изнутри связанным общими интересами. Напротив, состоящая из
представителей разных, подчас конкурирующих групп, правящая элита всегда
внутренне расколота. На основе этого возникает не солидарность внутри элиты, а
соперничество в борьбе за власть.
Плюралистические концепции рисуют общество не в виде пирамиды, вершиной
которой является элита, как это делали представители классических теорий элит.
Новый образ общества это пирамида с единым основанием и множеством вершин,
борющихся между собой за главенствующее положение.
Ярким представителем плюралистических концепций является американский
экономист и социолог Й.Шумпетер. Йозеф Шумпетер, чех по происхождению, в своей
жизни занимал посты министра финансов Австрийской республики, профессора
Боннского университета в Германии, а в конце жизни стал профессором Гарвардского
университета США. В 1943 году вышел в свет его главный труд - «Капитализм,
социализм и демократия».
Й.Шумпетер писал, что нельзя понять капитализм, исходя только из логики
экономических процессов. Решающее значение имеют политические, социальные и
культурные связи. Рассматривая их, ученый приходит к новой формулировке теории
демократии, противопоставляя её классической теории, базирующейся на идеях
народного управления, общего блага и народного представительства. Предлагая новую
концепцию демократии, Й.Шумпетер одновременно выработал новое понимание
политических элит, неразрывно связанных с процессом осуществления власти.
По мнению Й.Шумпетера, демократия не является способом обеспечения
власти для большинства. Демократия не может предложить больше, чем возможность
замены одного политического лидера или партии на другого. Демократия уже давно
стала правлением политиков, а не народа. Политики это «торговцы голосами
                                         117



клубов, совместно заседают в одних и тех же правительственных комитетах, а зачастую
связаны между собой родственными узами. Между этими людьми происходит
постоянное взаимодействие: политики имеют свои интересы в бизнесе, крупные
бизнесмены стремятся к политическим постам, высший военный состав нередко входит
в советы крупнейших компаний. Принадлежность к этому узкому кругу автоматически
ведёт к получению власти и влияния в обществе.
       Р.Миллс полагал, что существуют три четко различимых уровня власти.
 Первый - высший уровень - занимает властвующая элита, формально и
    неформально принимающая наиболее важные политические решения и
    отстраняющая от управления страной народные массы;
 второй уровень – это «промежуточный уровень» власти, отражающий групповые
    интересы в местных и региональных органах власти, влияние которых на принятие
    основополагающих решений ограничено;
 третий уровень – уровень «фактического бесправия массы», на котором находится
    основная часть общества, не оказывающая никакого влияния на принимаемые
    решения.
    Из этого естественно следует вывод о том, что в действительности американская
демократия и народовластие – не более, чем обман.
       Исследование властвующей элиты США не осталось незамеченным. Позднее,
выводы Р.Миллса нашли свое отражение в идеологии «новых левых» по всему миру.
Кроме того, современный английский социолог Э.Гидденс убедительно показал, что
термин «властвующая элита»,          придуманный Р.Миллсом применительно к
Соединённым Штатам, можно с полным основанием отнести и к Советскому Союзу.
       В конце ХХ века большую популярность получили плюралистические
концепции элит. Эти концепции исходят из того, что правящая элита не является
единым целым, изнутри связанным общими интересами. Напротив, состоящая из
представителей разных, подчас конкурирующих групп, правящая элита всегда
внутренне расколота. На основе этого возникает не солидарность внутри элиты, а
соперничество в борьбе за власть.
       Плюралистические концепции рисуют общество не в виде пирамиды, вершиной
которой является элита, как это делали представители классических теорий элит.
Новый образ общества – это пирамида с единым основанием и множеством вершин,
борющихся между собой за главенствующее положение.
       Ярким представителем плюралистических концепций является американский
экономист и социолог Й.Шумпетер. Йозеф Шумпетер, чех по происхождению, в своей
жизни занимал посты министра финансов Австрийской республики, профессора
Боннского университета в Германии, а в конце жизни стал профессором Гарвардского
университета США. В 1943 году вышел в свет его главный труд - «Капитализм,
социализм и демократия».
        Й.Шумпетер писал, что нельзя понять капитализм, исходя только из логики
экономических процессов. Решающее значение имеют политические, социальные и
культурные связи. Рассматривая их, ученый приходит к новой формулировке теории
демократии, противопоставляя её классической теории, базирующейся на идеях
народного управления, общего блага и народного представительства. Предлагая новую
концепцию демократии, Й.Шумпетер одновременно выработал новое понимание
политических элит, неразрывно связанных с процессом осуществления власти.
       По мнению Й.Шумпетера, демократия не является способом обеспечения
власти для большинства. Демократия не может предложить больше, чем возможность
замены одного политического лидера или партии на другого. Демократия уже давно
стала правлением политиков, а не народа. Политики – это «торговцы голосами