Антропологические концепции современной науки. Ч.1. Палеоантропология. Владимирова Э.Д. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

6
Антропологические концепции
современной науки
Введение
Для формирования современной, единой и непротиворечивой картины мира,
включающей научный взгляд на человека, особенно актуален синтез сведений, поставляемых
естественными и гуманитарными дисциплинами. Человек, как известно, одновременно
является существом как биологическим, так и социальным. При этом социальные отношения
людей, которые начали складываться в процессе социобиологической эволюции как форма
групповой адаптации, базируются на интерсубъективных отношениях и осуществляются с
помощью речевой коммуникации. Вступая в приспособительные взаимодействия с внешним
миром, преобразуя его, отдельная человеческая личность функционирует как активный
субъект, желающий признания со стороны других людей. Люди обладают разумом благодаря
своему приобщению к языку и культуре в целом. Сфера социокультурных отношений людей
немыслима без речевой деятельности. Поэтому в данном пособии, наряду с вопросами
биологической эволюции рода Человек, большое значение уделяется проблемам
биологических предпосылок и происхождения естественного языка
1
.
В настоящее время вклад естествознания в дело комплексного изучения человека
переоценить невозможно. Что же касается гуманитарного исследования человека, то здесь,
до последнего времени, господствовала широко признанная точка зрения, обосновывающая
особую специфику методов гуманитарных наук. Согласно этой позиции, в «науках о духе»,
то есть в гуманитарных науках, приоритетным является не «объективное» познание,
максимально свободное от индивидуальной позиции исследователя (это метод и цель
естествознания), а «понимание»
2
. «Природу мы объясняем, душевную жизньпонимаем», –
полагал немецкий философ, психолог и историк культуры Вильгельм Дильтей.
Новаторской чертой науки конца ХХначала ХХI века является появление
объективных методов гуманитарного знания, связанных, прежде всего, с развитием
языкознания, в частности, структурной лингвистики. Ещё одна точка соприкосновения
гуманитарных и естественных наук последнего времени касается
идеи «генетического»
родства коммуникативных систем животных и естественного языка человека. «Естественные
знаковые системы предшествуют языку на лестнице эволюции живой природы, первичны
по отношению к нему, а искусственные языки, в том же порядке эволюции, следуют за
языком, вторичны по отношению к нему», – пишет крупнейший российский лингвист
академик Ю.С. Степанов
3
.
1
Вопросы биологической эволюции рода Человек изложены, главным образом, в первой части пособия,
биологические и социальные аспекты антропосоциогенезаво второй.
2
Это идеи философов И.Г.Гердера, М.Вебера, В.Дильтея, М.Хайдеггера и др.
3
Степанов Ю.С. Семиотика. М.: Наука, 1971. С. 47.