ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
44
Медиация (лат. медиацио - посредничество) - в структурализме: разрешение
противоположностей введением опосредующего, снижающего напряженность
противоположностей звена.
Мезолит (гр. мезос - средний + литос - камень) - среднекаменный век, перехдный
период от палеолиту к неолиту. В Европе мезолит продолжался от 12 до 6 тыс. лет
назад.
Метафора (гр. метафора - перенос)
54
- оборот речи, при котором перенос
названия с одного объекта на другой осуществляется на основе сходства тех или
иных признаков этих двух объектов. Сходство, лежащее в основе метафорического
переноса, может быть “внешним” (материально выраженным): сходство формы,
свойств, назначения, общность функций и др.; сходство может быть “внутренним”,
т.е. сходством не внешних
признаков объектов, а ощущения, впечатления, оценки
человека, который производит метафору.
55
Различают метафоры общеязыковые и
метафоры индивидуально-авторские.
Перенос названия с одного объекта на другой возможен благодаря
полисемии (многозначности) человеческого языка, основанной на свободной,
условной связи означаемого и означающего компонентов знака и на способности
людей одного социума строить одинаковые обобщения
. Примеры метафор,
основанных: а) на сходстве формы: гнездо птицы / гнездо - отверстие в доске на
дне лодки, в которое вставляется низ мачты; б) на сходстве свойств: идти в
применении к человеку / идти - о времени; в) на свойстве назначения: вокзал
железнодорожный дал название речному вокзалу; г) на сходстве функций: перо
стальное /
перо “перьевой” ручки и т.д. Авторская метафора: “пыль глотала дождь
в пилюлях” (Б.Пастернак).
56
Свойство знака быть произвольным, изменчивым, символичным рождает
способность метафорического переноса одних и тех же означающих на разные
означаемые. Такие свойства знака, как конвенциональность, консервативность,
обусловленность рождают закрепление означающих за определёнными
означаемыми, и, тем самым, рождают антиметафоричность данного знака в
данном контексте. Название разных предметов и явлений одним словом выступает
метафорой
, которая признана обществом и поэтому не осознаётся.
Фетишизм ( в широком смысле этого слова) - это антиметафора. Фетишизм
базируется на представлении о том, что смысл ограничивается означиванием;
представлении, что между объектом и знаком существует жесткая связь.
Фетишистскими являются звания, пословицы, политические лозунги, когда люди
употребляют их как заклининия, полагая действенными для
всех случаев жизни.
Фобии (необоснованные страхи), например, темноты, безобидных животных -
это метафоры страхов каких-либо объектов, вытесненные из сознания и
закреплённые за новыми объектами жёсткой фетишистской связью. ”Фобия
распространяется внутри субъективного пространства как эпидемия. Это -
застывшая метафора, неподвижная в своей расщеплённости, называющая одним
именем разнородные и исключающие друг друга вещи
”.
57
Например, ребёнок
может бояться не в меру требовательного педагога, а проявится этот страх
метафорически в боязни изображения на написанной маслом картине или в страхе
перед кузнечиками (из “Истинных воспоминаний детства” Сальвадора Дали).
58
54
В статьях Метафора и Метонимия курсивом выделены слова, которые подверглись языковому
переносу по типу метафоры, метонимии и синекдохи.
55
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.: Высш. школа, 1987. С.104.
56
Примеры метафор и метонимий взяты из: Маслов Ю.С. Указ. соч. С.105. и Реформатский А.А.
Введение в языковедение. М.: Аспект-Пресс, 1998. С. 83-89.
57
Рабан К. Разрывы в метафоре: табу. фобии, фетишизм. // Психоанализ и науки ... С. 151.
58
Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим. Кишинёв: Axul-Z, 1992. С.48.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- …
- следующая ›
- последняя »