ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
5
означивание как результат появления объекта, субъекта и фиксированной
классификации. Обобщение как социальная функция.
Функции языка человека. Различительная функция фонемы по И.А.Бодуэну
де Куртене и Р.Якобсону. Смыслопорождение посредством бинарных оппозиций.
Оппозиция как элементарная логическая операция. Появление синтаксиса и его
функции. Ассоциирование по принципам смежности и сходства. Метафора
и
метонимия. Метафорическое мышление. Сознательная (отсылочная)
символизация и бессознательная (заместительная) символизация по Э. Сепиру.
Свойства языка и речи по Ф. де Соссюру. Значение символической функции
по Ж.Лакану. Врожденная лингвистическая компетентность по Н.Хомскому. Смысл
и значение слова как способ его употребления в языке по Л.Витгенштейну.
Орудия
труда первобытного человека. Эволюция орудий труда:
увеличение процента “рабочего края”, появление орудий для изготовления
орудий; орудия с рукоятками, составные орудия, орудия из кости. Микролиты.
Трудовая теория социогенеза Ф.Энгельса.
Культурная периодизация плейстоцена и голоцена. Хронология
палеолита. Возникновение культур “традиционного” типа. Мустьерская культура.
Ориньяк, солютре, мадлен: характерные особенности европейских
верхнепалеолитических
культур. Крупнейшие памятники первобытного искусства.
Появление человека, ищущего смысл. Творчество как способ наделения
действительности смыслом по П.А. Флоренскому.
Культура как совокупность текстов и символов по Ю.М.Лотману.
Коммуникационная и символическая природа культуры.
Возникновение основных символов коллективного бессознательного в
верхнем палеолите. Виды искусства в культуре палеолита.
Внеличный и
непрофессиональный характер художественной деятельности в первобытном
обществе. Эволюция образа в первобытном искусстве: от зооморфного к
антропоморфному.
Культ “пещерного медведя” неандертальского человека. Появление
ритуала. Практически-духовная социальная функция охотничьего ритуала.
Первобытный ритуал как символический способ борьбы с возрастанием
хаотического начала в мире. Первобытная магия.
Первобытные формы религии: анимизм
, тотемизм, фетишизм. Тотемизм
как один из типов символической классификации явлений.
Единый ритуально-поэтический (мифо-поэтический) знаковый комплекс
первобытного человека. Синкретизм идеального и вещественного в мифе. Миф -
“идея, мыслимая как потенциальное событие” (Платон). Стихия чудесного в
мифологическом мышлении.
Мифотворчество как первая наука человечества. Особенности
мифологического мышления и структура мифа
по К.Леви-Стросу. Логические
отношения мифа: оппозиции и корреляции; медиация как способ разрешения
противоположностей. Маркированные и немаркированные члены корреляции.
Основные бинарные оппозиции мифа: двоичные - троичные структуры; бытие -
становление; состояние - процесс; внутренний - внешний; культура - природа;
сакральный - профанный; непрерывность - прерывность; мужской - женский; хаос -
космос; жизнь - смерть и т.д.
Типичное содержание
и действующие лица первобытных мифов: мировое
дерево, сотворение мира, сотворение человека, демиург, первочеловек,
культурный герой и т.д. Символическая функция мифа. Мифы современного
человека.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »