Антропология. Владимирова Э.Д. - 63 стр.

UptoLike

Составители: 

63
Сознание - 1) в философии: “совокупность некоторых когнитивных операций,
связанных с субъективным переживанием своих мыслей, чувств, впечатлений и
возможностью передать их другим с помощью речи, действий или продуктов
творчества”.
107
Отечественный психолог П.В.Симонов, подчеркивая социальную
природу сознания, рассматривает сознание как совместное знание. Он пишет:
Сознание есть знание, которое с помощью слов, математических символов и
обобщающих образов художественных произведений может быть передано, стать
достоянием других членов общества, в том числе других поколений, в виде
памятников культуры”.
108
Осознать - значит приобрести потенциальную
возможность научить, передать свои знания другому. Согласно современным
данным, для осознания внешнего стимула необходима связь гностических зон
новой коры большого мозга с моторной речевой областью в левом (у правшей)
полушарии”.
109
[Когнитивный (от лат. когнитио - знание, познание) и гностический
(от греч. гносис - знание) - синонимы, означаютсвязанный с познанием”].
2) В психофизиологии, по мнению нейрофизиолога Х.Дельгадо, сознание можно
определить какорганизованную группа процессов в нервной ткани, возникающих
немедленно на предшествующие, вызванные внутренними и внешними причинами
явления. Сознание [как и бессознательное] определяют
через функции, которые
оно выполняет. Сознание, как группа нервных процессов, воспринимает,
классифицирует, трансформирует и координирует вызвавшие его процессы с
целью начать действие на основе предвидения его последствий и в зависимости от
наличной информации.
110
Табу ( от полинезийского - запрет) - запрет, основанный на страхе перед
сверхестественной силой табуированного объекта или слова. “Табу, по
определению З.Фрейда, есть то, что вызываетсвященный ужас”. Табу - это закон,
который ещё не освободился от магии, но уже доступен истолкованию как другое,
по сравнению с новым, рациональным законом, как то,
что отталкивает будущую
мораль и политику. Табу помогает лучше понять отдалённые, т.н. “примитивные
культуры, встретиться с ними, даёт ключ к расшифровке, или образ, тех форм, от
которых Запад призван был освободиться, - это тайнопись, фиксирующая
болезненный разрыв, от которого предстояло отстраниться современному разуму.
Табу предполагает сообщество говорящих людей, а тем самым
и действенные
санкции за неизбежные нарушения запретов и пагубные последствия таких
нарушений”, - пишет о табу, этой разновидности антиметафоры, французский
психоаналитик К. Рабан
111
.
Русский писатель Александр Солженицын в повестиРаковый корпус”,
рассказывающей о судьбе человека, побывавшего в сталинских лагерях, приводит
примеры табуирования в речи бывших заключённых словлагерь”, “ссылка”,
заключение”, “ГУЛАГ”, как слов, вызывающих необычайно сильные аффекты,
обладать которыми было в те времена опасно. Бывшиегулаговцы узнают друг
друга по особенностям речи,
заменяющей табуированные слова метафорами:
- Лев Леонидович!.. Вы ... - он тоже снизил голос и одним глазом прищурился, -
там, где вечно пляшут и поют - вы ... не были? <...>
- Э-э-эй! Я тоже - о т т у д а !
- Откуда?
- Где девяносто девять плачут, один смеётся.
112
107
Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 1998. С. 296.
108
Симонов П.В. Сознание и мозг // Журн. высш. нервн. деят. 1993. Т. 43. Вып. 2. С. 211.
109
Симонов П.В. О двух разновидностях неосознаваемого психического: под- и сверхсознании.//
Бессознательное. Многообразие видения. Новочеркасск: Сагуна, 1994. С. 60.
110
Ссылку на мнение Х.Дельгадо приводят Т.М.Марютина и О.Ю.Ермолаев в книге: Введение в
психофизиологию. Москва.: изд-во Моск. психол.-социальн. ин-та, Флинта, 1997, С.198.
111
Рабан К. Разрывы в метафоре: табу, фобия, фетишизм. // Психоанализ и науки ... С.147-149.
112
Солженицын А. Раковый корпус. // Новый мир. 1990. 8. С. 30, 106.