Антропология. Владимирова Э.Д. - 61 стр.

UptoLike

Составители: 

61
рассматривается в синхронном срезе общества, в единстве своих внутренних и
внешних связей 2) явление культуры анализируется как многоуровневое целостное
образование, а связи между уровнями истолковываются в семиотическом ключе; 3)
исследование явления производится непременно с учетом его инвариативности - в
рамках конкретной культуры или более широкой области, где происходила его
трансформация. Конечный результат исследования - моделирование
структуры”,
то есть предполагаемого алгоритма, который определяет скрытую логику,
присущую как отдельным вариантам явления ( инвариантные связи элементов и
отношений между ними), так и виртуальным переходам от одного варианта к
другому”.
102
[Синхронный - одновременный, рассматриваемый вмгновенном
временном срезе”; антоним - диахронный - рассматриваемый во временной
протяженности. Семиотика - наука о знаках. Виртуальный - возможный,
появляющийся при определенных условиях. Алгоритм - однозначная пошаговая
инструкция по решению конкретной задачи из какого-либо класса задач данного
определенного типа].
А.Б.Островский указывает на некоторую неточность в переводе термина
структурная антропологияс французского языка. С его точки зрения учение Леви-
Строса следовало бы называтьструктуральная антропология”: “Определение
структурные относится к структурной организации конкретного явления или же
конкретного его варианта, а определениеструктуральные” - суть присущие
культуре способы, модели перехода от одного к другому варианту того же
явления”.
103
Cтруктура родства - система наименований родства и система поведенческих
установок по отношению к родственникам, существующая в данном обществе и
бессознательно усваиваемая ребенком в процессе его социализации,
происходящей посредством освоения языка. К.Леви-Строс пишет: “Для
существования структуры родства необходимо наличие трех типов семейных
отношений, всегда существующих в человеческом обществе, а
именно: отношения
кровного родства, отношения свойства и родственных отношений порождения;
другими словами, отношения брата к сестре, отношения супруга к жене ,
отношения родителей к детям”.
104
Структура родства рассматривается как
языковая (знаковая) система. Бессознательный взгляд на того или иного человека
вписывается в систему отношений соперничества, эротических отношений,
притязаний на признание и отношений доминирования-подчинения.
Отечественные антропологи В.П.Алексеев и А.И.Першиц
105
дают
определения и краткую характеристику некоторых как типичных для нашего
общества, так и вызывающих у нас удивление и даже неприязнь из-за своей
необычностиотношений родства. Авторы приводят следующий словарь:
Авункулат - (от лат. авункулус - дядя по матери) - совокупность порядков,
предполагающих особую связь человека с его дядей по матери.
Агнатное
родство ( от лат. агнатио - родство по отцу) - родство по отцовской
линиии, то же, что и патрилинейность.
Амбилокальность ( ... + локус - место) - брачное поселение супругов по выбору,
либо в группе мужа, либо в группе жены.
Билинейность - определение родства как по отцовской, так и по материнской
линии, то же, что когнатное родство.
Гинекократия (от гр
. гине - женщина и кратос - власть) - господство женщины в
семье и обществе, то же, что и матриархат или материнское право.
102
Островский А.Б. Этнологический структурализм К.Леви-Строса. Предисловие. // Леви-Строс К.
Первобытное мышление. ... С. 10.
103
Там же. С. 10.
104
Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.
105
Алексеев В.П. Першиц А.И. История первобытного общества. М.: Высшая школа, 1990. С. 343 -
350.