Психология животных. Владимирова Э.Д. - 41 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

42
Классическая зоопсихология зародилась в начале ХХ века внутри психологии.
Психологов издавна интересовала проблема эволюционного возникновения спе-
цифических человеческих психологических функций (к ним относят мышление,
произвольное внимание и произвольную память, интуицию, волю, и др.). Кстати,
специфические человеческие функции были названы Л.С. Выготским высшими
психологическими функциями (по терминологии Л.С. Выготскогоименно
пси-
хологическими, а не психическими. Возможно, тем самым он подчеркивал знако-
вое, языковое общение как условие их появления. (Люди культурными знаками
«овладевают», то есть используют их намеренно, повышая продуктивность жиз-
недеятельности, а животные знаки только используют, оставаясь при этом на пре-
дыдущем уровне функционирования психики).
Проблему эволюции ВПФ полагали разрешить
, изучая психику животных. Но
исторически сложилось так, что зоопсихология постепенно выродилась в науку,
изучавшую главным образом вопросы научения, преимущественно, на белых
крысах.
В пору «расцвета» зоопсихологии большинство психологов занимались поис-
ками «общих закономерностей поведения во время процесса научения», которым,
по их мнению, должны подчиняться разные формы поведения у самых различных
видов. Поэтому зоопсихологи считали, что выбор изучаемой реакции может быть
произвольным, не зависимо от того, существует ли такое поведение в природе у
данного вида, или не существует.
Классическим методом зоопсихологии является лабораторный эксперимент с
последующей математической обработкой полученных данных, включая стати-
стический анализ и контроль за переменными.
После сбора фактического материала
начинается этап толкования полученных
данных, формулировки теорий. (Часто выдвижение гипотез предшествует сбору
фактического материала). И на этом этапе перед всеми исследователями, изучаю-
щими животных, будь это «классические» этологи или «классические» зоопсихо-
логи, встает крупная проблема: как избежать антропоморфизма, то есть ошибоч-
ной тенденции наделять животных человеческими качествами, которых они не
имеют.
Антропоморфизмпроявление общего свойства, присущего человеку, а имен-
но, свойства проецировать свой внутренний мир на предмет изучения. Вот что
пишет по этому поводу Карл Юнг в работе «Дух Меркурий»: «Практический опыт
вновь и вновь показывает нам, что всякая продолжительная поглощенность каким-
либо незнакомым предметом действует на бессознательное как почти неотразимая
приманка, побуждая его проецировать себя в неведомую природу предмета и при-
нимать вытекающее отсюда (предвзятое) восприятие и произвольное толкование
за объективные. Нет сомнения, что (это явление) представляет собой не вполне
изжитой остаток первобытности: ведь на первобытном уровне вся жизнь управля-
ется анимистическими «предпосылками», то есть проекциями субъективных со-
держаний в
объективные данности».