Составители:
Рубрика:
42
4.4. Практическое применение. Кому и зачем нужна информация о мгновенных и
текущих спектрах музыки различных жанров. Прежде всего, это необходимо для
проектирования электроакустических трактов, в частности, для обоснования
необходимой полосы пропускания и требуемой мощности в различных участках
звукового диапазона, например, в кросоверах. Мгновенным спектром очень интересуются
звукорежиссеры. Спектры музыки детально изучаются при создании систем
компрессирования звука. Некоторые результаты таких исследований приведены в
табл.4.1.
Заметим, что измерение спектра цифровых фонограмм производится в шкале FS,
поэтому графики спектров одних и тех музыкальных произведений могут существенно
отличаться от приводимых в учебной литературе, так как они измерялись в шкалах dBu.
4.5. Сигналограмма, текущий спектр, 3-х мерный спектр и спектрограмма. Для
пояснения разницы между этими спектрами все они приведены на одном рис.4.6.
Сигналограмма иллюстрирует как меняется мгновенный уровень сигнала в функции
времени. В каждый момент времени этот уровень определяется всеми музыкальными
инструментами. Текущий спектр дает усредненное распределение уровней по частоте. Как
видно, если уровни сигналов фонограммы достигают -6 дБ, то уровни текущего спектра
не превышают – 40 дБ. Текущий спектр позволяет определить частотный диапазон
фонограммы. 3D спектр представляет собой 3-мерный график (время, частота, уровень).
Он определяет зависимость мгновенного спектра от времени. На этом графике цвет несет
дополнительную информацию об уровне спектральных составляющих (графики могут
быть одного цвета). Спектрограмма – это тоже график 3-х мерного мгновенного спектра в
одной плоскости, в котором уровень спектральных составляющих индицируется только
Табл.4.1. Частотные диапазоны музыки
Источник звука
Частотный диапазон, Гц
Музыка – основной тон
100…3400
Музыка - обертона
До 10000…20000
Большой симфонический оркестр
31…15000
Малый симфонический оркестр
31… 15000
Духовой оркестр
50…10000
Эстрадный оркестр
25…16000
Голос (основной тон)
70…450
Сопрано
262…4318
Контральто
175…784
Тенор
321…587
Баритон
110…440
Бас
82…398
65536 0,73
fft
N F Hz
4096 11,7
fft
N F Hz
Рис.4.5 Текущий спектр музыкального фрагмента
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- …
- следующая ›
- последняя »