Составители:
Рубрика:
53
Изофоны в перевернутом виде (рис.5.9.), называемые весовыми характеристиками,
представляют собой частотную зависимость чувствительности слуха человека от
уровня громкости звука. Кривые с индексами C, B и A соответствуют изофонам с
уровнями громкости 100, 70 и 30 фон. Из этих графиков следует, что частотные
искажения слуховой системы тем меньше, чем больше уровень громкости звука. Именно
поэтому громкая музыка чаще всего кажется "красивее", чем тихая, и больше
привлекает внимание. На этом основании большинство продюсеров всеми силами
стремятся повысить уровень записи фонограммы при мастеринге, так как от этого может
зависеть ее коммерческий успех.
При динамической обработке звуковых сигналов следует учитывать эффект
адаптации слуха, который возникает при звуковых давлениях 90 и более децибел. Этот
эффект заключается в том, что изменение
уровня громкости при повышении и
понижении звукового давления на одну и
ту же величину, допустим на 6 дБ,
воспринимается совершенно по разному.
При резком повышении давления на 6 дБ
уровень громкости скачком
увеличивается на 9 фон и затем медленно
убывает по экспоненциальному закону
(рис.5.10) до значения +6 фон. При резком
уменьшении звукового давления, также
на 6 дБ, уровень громкости скачком
уменьшается на 19 фон и затем очень
медленно нарастает до стационарного
значения.
Время адаптации слуха к уровню
громкости при перепаде звукового
давления на 6 дБ примерно равно 120
…150 с, максимально оно может достигать 260 с. При спаде звукового давления время
адаптации существенно больше, и скачок уровня громкости составляет 19 фон. Все это
учитывается при выборе временных параметров динамических процессоров.
График огибающей уровня громкости на рис.5.10. свидетельствует, что при больших
уровнях звукового давления слуховой аппарат человека осуществляет своеобразную
компрессию звуковых сигналов, подобную динамической обработке. Такое происходит
благодаря нелинейности растяжения барабанной перепонки внешнего уха. Этим слуховой
аппарат самостоятельно старается защитить собственные уши.
Таким образом, представление о возможности естественного восприятия всего
динамического диапазона музыки является совершенно иллюзорным.
Динамическаяобработка звуковых сигналов в электрических трактах избавляет наши уши
от ненужной работы. Важно только чтобы осуществлялось это так же, как это делает
слуховой аппарат.
Как при аналоговой, так и цифровой звукозаписи увеличение громкости звучания
фонограммы путем увеличения уровня записи в значительной мере ограничивается пик-
фактором звукового сигнала. В первом случае важно, чтобы пики не приводили к
сильному насыщению магнитного носителя, а во втором - пики могут вызвать
клипирование сигнала.
При сведении на цифровой носитель фонограмма без динамической обработки имеет
пик-фактор в районе 20 дБ. Это означает, что она будет звучать на 6 дБ (в два раза!) тише,
чем та же фонограмма, сведенная на аналоговую магнитную ленту. Поэтому цифровая
звукозапись может звучать менее привлекательно, чем ее оригинал на студийной
Рис.5.10. Время адаптации восприятия громкости
120...150с
9 фон
19 фон
Звуковое давление,дБ spl
Уровень громкости,фон
90дБ spl
6 дБ
6 фон
90 фон
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- …
- следующая ›
- последняя »