Составители:
Рубрика:
звука и в среднем равно 150. Даже самые лучшие музыканты не замечают разницы в
звучании, если частоты отличаются менее чем на 4%.
Если волокно основной мембраны при своих колебаниях недостает до
ближайшей волосатой клетки, то человек звук не воспринимает. При увеличении
амплитуды колебаний волокна, как только оно коснется ближайшей клетки, звук будет
услышан. Этот скачкообразный переход от слышимого состояния в неслышимое и
обратно называется порогом слышимости. При увеличении интенсивности звука
выше пороговой, пока амплитуда колебаний волокон не увеличится настолько, чтобы
коснуться еще одной клетки, слуховое ощущение остается постоянным. Как только
одно из волокон коснется следующей клетки, слуховое ощущение еще раз повысится
скачком. Слуховое ощущение нарастает скачками по мере увеличения числа
возбужденных клеток. Такие скачки называются порогом различения
интенсивности. Число этих скачков на средних частотах не превышает 250. Таким
образом, по амплитуде имеет место дискретное восприятие звука. Для средних и
высоких интенсивностей звука скачок получается при одинаковых относительных
изменениях интенсивности звука.
3. Звуковые колебания
Мы слышим звук, который передается по воздуху и воспринимаем его как нечто
первичное. Его воздействие на слух называется раздражением, а то что мы слышим –
ощущением. Как раздражение, так и ощущение существенно зависят от характера
звука, поэтому для изучения их взаимосвязи все звуки целесообразно разделить на
группы в зависимости от их восприятия на слух.
Чистые тоны. В этом случае звуковое давление описывается синусоидальной
функцией времени с постоянной амплитудой, частотой и фазой. Тоны на слух
воспринимаются как тихие или громкие, высокие или низкие.
Созвучие. Это стационарный звук, состоящий из нескольких тонов, например, звук
колокола. В большинстве случаев под созвучием понимается комбинация основного
тона и нескольких обертонов. Звуковое давление созвучия представляет собой
периодическую функцию времени: функция имеет несинусоидальную форму, спектр
линейчатый с примерно одинаковыми составляющими – основное колебание не
доминирует. К созвучиям также относятся гласные звуки речи. На рис. 2 приведен
график спектра созвучия. По оси абсцисс графика откладывается текущая частота F, а
по оси ординат – уровень звукового давления спектральных составляющих.
Амплитудно-модулированные звуковые колебания. Большинство звуков, которые
мы слышим, являются нестационарными, амплитуда колебаний у них меняется в
функции времени. Спектр АМ имеет среднюю частоту и две боковые составляющие.
Пример, свисток спортивных судей. У этого звука средняя частота 1…2 кГц,
6
Рис. 2. График спектра созвучия
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »