Составители:
Рубрика:
45
Архитектура православных храмов на примере храмов Санкт-Петербурга
Глава 1. СИМВОЛИКА И КАНОНЫ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА
Храм – это здание, где происходит богослужение. В христианском
храме прославляется триединый Бог Иисус Христос, открывший и ука-
завший путь верующим в Царство Небесное. Назначение храма – пока-
зывать истинное, праведное состояние мира и направлять христиан
по пути Христа к достижению спасения каждого отдельно и всего мира
в целом. Внешний облик храма, согласно толкованию апостолов, должен
выражать две идеи: храм знаменует собой дом Божий (мир как творение
Бога) и одновременно храм символизирует корабль, спасающий челове-
чество.
«Дом Божий». По православному учению бог создал мир в гармо-
нии и добре, лишь грехопадение человека нарушило гармонию, принес-
ло в мир смерть, зло и хаос. Подвиг Иисуса Христа уничтожил власть
смерти над естеством, указал путь к спасению. Тем не менее мир пока
неправеден. Церковь – это символ стремления к гармоничному, правед-
ному миру. «Храм – икона преображенного космоса». «Храм понимает-
ся как начало, которое должно господствовать в мире... Храм выражает
собой не действительность, а чаянье, неосуществленную надежду» [1].
«Корабль». В храме должен происходить процесс освобождения
человека от греха и его духовное возрождение. Храм олицетворяет «”Ноев
ковчег”, где верующие спасаются от волн житейского моря и стремятся
в царствие небесное». Православный храм – это «корабль с высокой мач-
той-колокольней и наполненными ветром парусами-куполами, устремившей-
ся закругленными алтарными апсидами на восток к восходу солнца» [1].
Внешний облик храма выражает стремление к гармонии мира; внут-
реннее пространство символизирует этот гармоничный Божий мир. «Че-
рез видимое снаружи горение небо сходит на землю внутрь храма и ста-
новится его завершением (свод и лик Пантократора), где все земное по-
крывается благословляющей рукой Всевышнего» [1]. Свод – небо и пол –
земля не противопоставляются, а неразрывно сливаются благодаря сим-
волике стен. Стены православного храма расписываются ярусами, с пос-
ледовательным изображением иерархии всех святых и ангелов, связыва-
ющих небо и землю (рис. 1). До пола росписи не достигают, оставляя не
расписанными панели высотой в рост человека. Это делается так,
как по богословскому учению «люди несут в себе образ божий, хотя
и замутненный грехом» и являются как бы одушевленными иконами, по-
добными святым верхних ярусов. Таким образом, интерьер храма оли-
цетворяет весь мир Божий, вселенскую Церковь. Храм объединил в себе
тоску по вечности и стремление к утраченному раю. Ритуал освящения
церкви символизирует отделение ее от светского пространства и очище-
ние одновременно.
Церковный символ – это не «условный знак того, что он изобража-
ет, а он таинственно содержит в себе то, что он изображает» [1].
Как икона не есть только изображение святого, так и православный храм
не есть только дом для молитвы. Вера превращает материальный символ
(крест, престол, храм) в реально существующую святыню. Архитекто-
рам следует особо внимательно относиться к церковной символике,
не пренебрегая ею, а ища в ней образное решение как всего объема,
так и отдельных частей храма.
В истории были и будут значительные отступления от устоявшихся
традиций и церковных правил. Но решительное отвержение канонов рус-
ских православных храмов в конечном итоге оказывалось временным,
и последующие поколения возвращались к традиционным схемам. Цер-
ковный канон в результате лишь оттачивался и совершенствовался, про-
водя основные свои идеи сквозь века.
По православному канону храм по плану может быть (рис. 1):
• в форме «Корабля» (прямоугольник), символизирующего мысль,
что мир есть «житейское море», полное бурь, а Церковь – корабль,
на котором можно безопасно переплыть бурное море, достигнуть мир-
ной пристани – царствия небесного;
• крестообразной формы, символизирующей крест Христов,
через который верующие получили спасение;
• в форме круга, символизируя вечность Церкви, так как круг,
не имеющий ни начала, ни конца, есть символ вечности;
• в форме «звезды» (восьмиугольника), выражающей мысль,
что Церковь подобно Вифлеемской звезде указывает путь верующим ко
спасению;
• возможны комбинации вышеназванных форм (рис. 2).
Глава 1. Символика и каноны православного храма