Архитектура православных храмов на примере храмов Санкт-Петербурга. Возняк Е.Р - 5 стр.

UptoLike

Рубрика: 

89
Архитектура православных храмов на примере храмов Санкт-Петербурга
Глав может быть:
одна – в честь одной главы Церкви – Господа Иисуса Христа;
три (одинаковой высоты) – в честь Святой Троицы;
пять (одна центральная выше, а остальные четыре нижние рав-
ны между собой) – в честь Христа и четырех евангелистов;
семь (равных) в честь семи таинств и семи вселенских соборов;
девять (три высокие, три средние и три низкие) – в честь анге-
лов, соответственно числу ангельских ступеней;
тринадцать (одна высокая и двенадцать низких равных) в честь
Иисуса Христа и двенадцати апостолов.
Купола в традиционном храме опираются на столбы. При одногла-
вом завершении в центре храма четыре столба символизируют четырех
евангелистов. В многокупольном храме может быть двенадцать и более
столбов.
Церковь бывает одно- и многопридельная, соответственно количе-
ству престолов и алтарей в храме. Приделы делаются потому, что суще-
ствует запрет совершать на одном престоле более одной литургии в день
(в память принесения Иисусом Христом единой на все времена жертвы
на Голгофе). Наличие же нескольких престолов в храме позволяет совер-
шать несколько литургий в день, другие службы и требы разной степени
торжественности. Каждый престол освящался в честь какого-либо свя-
того или христианского праздника. Если в церкви несколько престолов,
то каждый посвящается своему святому, а церковь носит название глав-
ного престола.
Храм разделяется на три основные части: притвор, средняя часть
храма и алтарь (рис. 3). Алтарь следует обращать на восток. Путь верую-
щего с запада на восток, от притвора к алтарю символизирует движение
от тьмы к свету, от зла к Христу.
Алтарь от средней части отделяет иконостас. В средней части стоят
прихожане во время служб. На солее перед алтарем ведут службу цер-
ковно- и священнослужители. Притвор как бы предваряет вход в храм.
Здесь покупают свечи, заказывают требы, готовятся ко входу в основ-
ную часть храма.
Во времена первых христиан в среднюю часть храма допускались
только крещеные. Оглашенные (оглашенные проповедью христианской,
изучающие Евангелие, желающие принять христианство) допускались
лишь в притвор. Со временем этот обычай отмер, так как крестили
на Руси во младенчестве, а иностранцев нехристиан, желающих принять
крещение, было слишком мало. В алтарь допускаются лишь ведущие
службу: церковно- и священнослужители. Для мирянина вход в алтарь
закрыт, кроме исключительных случаев (например, ввода мальчиков
в алтарь после крещения).
Паперт ь
Прит вор
Придел
Алтарь
Иконостас
Аналой
Солея
Клиро с
Архиерейский
амвон
Клирос
Придел
Алтарь
Красные
вра та
Ле стниц а
на хоры
Свечн ой
Свечной
ящик
ящик
ящик
Алтарь
врата
Дьяконовские
Северная
дверь
Ризница
Пономарня
Ца рс ки е вра та
Жертвенник Прест ол
Горнее место
Рис. 3. Схема православного храма
И теперь трехчастное деление храма (притвор, средняя часть, ал-
тарь) соответствует трехчастному делению.
1. Деление людей по отношению к Церкви:
начинающие входить в церковь;
миряне веры;
освященное духовенство.
Глава 1. Символика и каноны православного храма