Архитектура православных храмов на примере храмов Санкт-Петербурга. Возняк Е.Р - 7 стр.

UptoLike

Рубрика: 

12 13
Архитектура православных храмов на примере храмов Санкт-Петербурга
Здесь совершаются (если есть условия) панихиды по усопшим, посколь-
ку они связаны с приношением разных продуктов, которые не считается
приличным вносить в храм. Здесь служат части вечернего богослуже-
ния, дается очистительная молитва женщине по истечении сорока дней
после родов; здесь стоят люди, считающие себя по тем или иным причи-
нам недостойными входить в храм. Живопись притвора состоит из на-
стенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгна-
ния их из рая. Здесь могут находиться и иконы.
При определении минимального размера притвора следует исхо-
дить из площади, занимаемой прилавком, очереди к прилавку и возмож-
ности обеспечить свободный проход в храм. В правом крыле или в обоих
крыльях притвора находится свечной ящик. В левом крыле традиционно
располагают лестницу, ведущую на хоры и на колокольню. Из притвора
предусматривается вход в цокольный этаж. Максимальные размеры при-
твора могут быть равны и даже больше средней части храма.
Древнее правило предписывает отделять притвор от средней части
храма стеной с тремя вратами, средние из которых называются красны-
ми. Перед красными вратами, входя в храм, православные греческие цари
снимали с себя вооружение и знаки отличия. Эти врата снаружи оформ-
ляются спускающимися и сужающимися арками «тесны врата и узок
путь верующих в жизнь ечную)» [1], но это правило в настоящее время
соблюдается редко. Формы притвора могут быть чрезвычайно разнооб-
разны. Наиболее распространен в Петербурге большой притвор, состав-
ляющий единое целое со средней частью храма, но меньше его по высо-
те. В этом случае стоящие в притворе могут хорошо видеть и слышать
службу у алтаря.
Притвор также называется трапезной. В первые века христианства
после литургии из остатков принесенного хлеба и вина устраивалась тра-
пеза, так называемая вечеря любви. Этот обычай сохранился в монасты-
рях, где в притворе размещается монашеская трапезная. Большая тра-
пезная притвор делалась в северных русских деревянных церквях. Здесь
проводились общинные собрания всего погоста, где решалась как цер-
ковная, так и мирская жизнь прихода. В современных западных право-
славных храмах встречаются притворы, решенные в виде трапезной
большого отделенного дверьми помещения, предшествующего церкви.
Здесь прихожане встречаются для религиозных бесед и обсуждения дел
в приходе. Над притвором может возвышаться колокольня.
Вообще варианты расположения колоколов при храме различны.
Они могут находиться на отдельно стоящих колокольнях и звонницах.
Но гораздо большее число храмов последние века имели колокола
на храме. По-видимому, это объясняется удобством в эксплуатации. Ко-
локола могут находиться над притвором: в колокольне, в закрытой или
открытой звоннице. Высокая колокольня предпочтительнее, так как звук
разносится дальше и во все стороны. Колокола могут также находиться
над средней частью храма: «храм под звоны» и колокола в ложных гла-
вах многоглавого храма.
2.2. Средняя часть храма
Средняя часть храма это та часть, которая расположена между
притвором и алтарем. Между средней частью и алтарем возвышается
иконостас. В первые века христианства церковь отделялась от алтаря лишь
завесой или решеткой. Впоследствии в православном храме появилась
отделяющая стена с расположенными на ней иконами. Окончательно
иконостас сложился в начале XVI века. В иконостасе три двери: север-
ные, южные азываемые дьяконовскими) одностворчатые и средние
двустворчатые. Средние носят название «царские врата», так как «царь
царствующих (Иисус Христос) приходит» через них в Святых Дарах
во время причастия «заклятится и датися в снедь верным» [1].
Иконостас, как и алтарь, расположен на возвышении по отноше-
нию к полу основного храма. Солея возвышенное место перед иконос-
тасом, простирающееся вглубь на весь алтарь. Солея есть второе после
паперти возвышение храма над уровнем земли. На него входят лишь ве-
дущие службу священнослужители и избранные миряне, например, при-
нимающие причастие.
Высота солеи бывает разная: от пяти или даже семи ступенек в ка-
федральном соборе до одной в небольшом приходском или монастырс-
ком храме. Если солея высокая, то священнослужители испытывают до-
статочные неудобства при выносе Святых Даров, если же низкая
то службу плохо видно прихожанам.
Часть солеи, выдающаяся полукругом к центру храма против царс-
ких врат, называется амвоном. С амвона диакон читает Евангелие и воз-
глашает ектении, священник читает проповеди. Здесь совершается таин-
ство причащения верующих. Амвон – священное место на солее.
Глава 2. Устройство и символика основных частей храма