Составители:
Рубрика:
16 17
Архитектура православных храмов на примере храмов Санкт-Петербурга
ца, украшенные орнаментом. Эти панели символически приравнивают
к нижнему ряду святых всех живущих людей и, следовательно, имею-
щих надежду на спасение. На северных и южных стенах изображают
также сцены истории Нового и Ветхого завета. Пространство между от-
дельными картинами, изображениями святых заполняется орнаментом
с образами растительного мира, такими элементами, как кресты в круге
и ромбе, восьмиугольные звезды и т. п. На столбах пишут образы святых
и мучеников, наиболее чтимых в данном приходе. Если кроме централь-
ного купола в храме есть другие купола, на них рисуют изображения
Креста, Богоматери, Всевидящего Ока в треугольнике, Духа святого
в виде голубя.
На западной стене средней части храма изображают картины, при-
зывающие к вере в Бога – «Спасение утопающего Петра», «Христос
и грешница»; над входными, красными воротами, – картину Страшного
суда, как напоминание выходящим из храма о каре Божьей.
Роспись иконостаса позволяет осознать всю историю Церкви. Рас-
положение икон может несколько варьироваться, но общий порядок со-
храняется (рис. 5). На царских вратах изображают Благовещение и четы-
рех евангелистов; на боковых дверях – архангела и одного из дьяконов,
поставленных апостолами (чаще архидьякона Стефана). В первом ряду
снизу по сторонам царских врат стоят иконы: справа – образ Спасителя,
слева – Божией Матери. Подле иконы Спасителя находится главная ико-
на храма, икона святого, в честь которого освящен престол. Во втором
ряду над царскими вратами расположена икона Тайной Вечери, а по обе-
им ее сторонам – изображения двенадцати главнейших праздников.
В третьем ряду стоят иконы святых апостолов и среди них – «Деисус»
(изображение Господа и молящих его Матери Божией и Святого Иоанна
Крестителя). В четвертом ряду в центре помещаются иконы святых про-
роков, в центре – икона Божией Матери с Младенцем. Последний пятый
ряд составляют изображения патриархов и по середине – Господа Сава-
офа с Божественным сыном. Иконостас венчает обычно крест с распяти-
ем и стоящими по сторонам Божией Матери и Иоанном Предтечей.
Таким образом, пять рядов полного иконостаса последовательно
описывают всю историю познания человеком Бога: от предсказаний пра-
отцов и пророков (верхние два ряда) до напоминания о жизни Христа
и апостолов (второй и третий ряд снизу). Нижний ряд с местными и хра-
мовыми иконами обращен к сегодняшнему дню храма. По центру же
иконостаса от верхнего креста к царским вратам и местным иконам че-
рез все ряды проходит изображение Иисуса Христа в разных ипостасях.
Эта ось четко фиксирует, кому посвящен христианский храм и для про-
славления кого предназначен (рис. 6).
Иконостас бывает и неполный, т. е. состоящий из меньшего числа
рядов в зависимости от размера и стиля храма (рис. 7). Наиболее распро-
странены однорядные (рис. 8) и трехрядные иконостасы (рис. 9).
Храм освещается тремя видами светильников: окнами, лампадами
и свечами. Богослужебный устав предусматривает в одних случаях за-
жжение всех светильников, в других – почти полное их погашение.
Глава 2. Устройство и символика основных частей храма
Северные
Цар ск ие врата
Дьяконовские
БО ЖИ Я
МАТЕРЬ
С
МЛАДЕНЦЕМ
БОЖИЕЙ МАТЕРЬЮ И ИОАННОМ КРЕСТИТЕЛЕМ
5-й ряд
4-й ряд
3-й ряд
2-й ряд
1-й ряд
Рис. 5. Схема полного пятирядного иконостаса
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »