Составители:
Рубрика:
20 21
Архитектура православных храмов на примере храмов Санкт-Петербурга
Так, при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить
свечи, кроме свеч в середине храма (где стоит чтец) и перед тремя икона-
ми иконостаса: Христа, Божией Матери и иконы храма. Зато в празднич-
ные дни и на воскресных богослужениях зажигают все светильники.
Между службами в храме преобладает мрачный сумрак.
Свет в храме является символом Божественного света. Образцом
является полусумрак византийского храма, где «Свет во тьме светит,
и тьма не объяла его» [1]. Поэтому в храме предпочтительно делать уз-
кие окна. В интерьер обдуманно вводятся небольшие пятна естественно-
го света, просеянные через решетки обычных или цветных стекол.
На окнах не бывает больших представительных витражей, в отличие
от католических храмов. На каж дой стене рекомен дуется иметь пять окон.
Два верхних означают свет
Иисуса Христа, познаваемого
в двух ипостасях, три низких –
троичный свет божества.
В центре церкви из купо-
ла спускается паникадило
1
–
большой светильник, имеющий
более двенадцати свечей (те-
перь допускаются электрические
лампы в форме свечей) (рис. 10).
По церковному Уставу
при воскресных и праздничных
богослужениях возжигаются
все светильники, в том числе
и паникадило, создавая образ
Божиего света, который восси-
яет верным в Царствии Небес-
ном. Множеством огней пани-
кадило символически означает
Небесную Церковь как созвез-
дие, собрание людей, освящен-
ных благодатью Святого Духа,
горящих огнем любви к Богу.
Из боковых куполов спускаются поликадила – светильники от семи
до двенадцати свечей. Лампады зажигают перед каждой иконой, у особо
чтимых – по нескольку.
Живой подвижный свет свечей является противоположностью мер-
твому электрическому свету. Мерцающие свечи увеличивают настрой
таинственности храма. При распространении электричества сначала
пытались его запретить в храме, но теперь в церкви лампады и люстры
обычно электрические. Их имитируют под свечи и масляные лампады:
лампы в форме свечей, стекла лампад темно-красного или матово-бело-
го цвета.
Свечи же по-прежнему занимают в храме особое место. Свечи, ко-
торые верующие покупают в храме, символизируют добровольную жер-
тву человека Богу, это выражение послушания Богу (мягкость воска),
свидетельство веры и это символ причастности человека к Божественно-
му свету. Свечи, приносимые прихожанами, ставят в большие подсвеч-
ники с ячейками перед иконами. Большой подсвечник ставится всегда
в центре храма у восточной стороны аналоя. С зажженными свечами вы-
ходят ведущие службу.
2.3. Алтарь
Алтарь – главнейшая часть храма, доступная лишь церковно- и свя-
щеннослужителям (рис. 11).
Алтарь возвышен по отношению к полу средней части храма и на-
ходится на одном уровне с солеёй, отделяясь от нее иконостасом. В алта-
ре на иконостасе за царскими вратами прикрепляется на кольцах длин-
ная завеса.
В центре алтаря напротив царских врат стоит престол. Престол есть
священнейшая принадлежность храма, прикасаться к нему могут только
священнослужители. На нем как бы незримо присутствует сам Бог. Здесь
происходит освящение Святых Даров во время причастия. Престол – это
четырехугольный стол высотой около одного метра. Его делают из дере-
ва (чаще из дуба), мрамора, серебра, золота. Он опирается на четыре стол-
ба, при архиерейском освящении иногда делается пятый столб посере-
дине с пустотой для ящичка с мощами.
Престол (рис. 12) покрывается двумя одеждами (покрывалами).
На нем находятся антиминс, крест, евангелие, дароносица, мирница. Осо-
Глава 2. Устройство и символика основных частей храма
1
Паникадило (от греч. многосвечие) – в православном храме центральная люстра,
светильник со множеством свечей или лампад.
Рис. 10. Эскиз паникадила и фонарей
в церкви на пороховых заводах
близ (вблизи) Шлиссельбурга
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »