Архитектура православных храмов на примере храмов Санкт-Петербурга. Возняк Е.Р - 13 стр.

UptoLike

Рубрика: 

24 25
Архитектура православных храмов на примере храмов Санкт-Петербурга
восседает Вседержитель. По сторонам кресла расположены скамьи для
духовенства, сослужащего епископу. В приходских храмах этого может
и не быть, но всегда это место является олицетворением Небесного Пре-
стола. Горнему месту кадят, возжигают свечи и лампады.
Перед Горним местом за престолом стоит семисвечник, символи-
зирующий невидимый небесный свет, исходящий от престола. По сторо-
нам семисвечника принято ставить на древках выносные иконы Божией
Матери еверная сторона) и Креста с образом Распятия Христова
(южная сторона).
В левой стороне алтаря против северной двери находится вторая
по значимости принадлежность алтаря жертвенник (рис. 13). Жертвен-
ник четырехугольный стол, равный по высоте престолу, но меньший по
ширине. Он также покрыт одеждами. Здесь подготавливаются просфо-
ры и литургии для последующего их освящения на престоле. Жертвен-
ник знаменует собой пещеру и ясли, где родился Иисус Христос, а также
небесный престол, куда вознесся Иисус Христос. Около жертвенника
стоит столик для поданных верующими просфор и записок за здравие
и об упокоении.
Рис. 13. Жертвенник
Справа от престола около стены находится стол, на котором лежат
ризы священнослужителей, приготовленные для богослужения. Перед
престолом справа от царских ворот у южной двери алтаря ставят кресло
для епископа. Слева или справа от престола в алтаре помещают также
умывальник для омовения рук священнослужителей перед литургией
и омовения уст после нее.
Роспись алтаря не является канонически постоянной. Вот наибо-
лее распространенный порядок. В сводах алтаря пишут херувимов.
В верхней части апсиды образ Богоматери «Знамение» или «Нерушимая
стена» (пошло от росписи Софии Киевской). Средняя и центральная часть
полукружия – Тайная вéчеря (напоминание об установлении обряда свя-
того причастия) или образ Христа Вседержителя на троне (подчеркива-
ется значение престола и Горнего места как олицетворение небесного
трона Иисуса Христа). Справа от центра помещаются на северной стене
образы Архангела Михаила, рождества Иисуса Христа (над жертвенни-
ком), далее святых литургистов (Иоанна Златоуста, Василия Великого,
Григория Двоеслова), в конце образ пророка Давида с арфой. Слева от
Горнего места по южной стене следуют образы Архангела Гавриила,
Распятия Иисуса Христа, образы литургистов или вселенских учителей,
в конце песнопевцы Нового Завета – Иоанн Дамаскин, Роман Сладкопе-
вец и т. д.
В стене алтаря рекомендуется делать:
три окна (знаменует троичный свет Божества);
два раза по три окна;
три и два окна де два есть два естества Иисуса Христа);
четыре окна (четыре евангелиста).
Минимальные размеры алтаря должны позволять поставить пре-
стол и обходить вокруг него во время службы. Следовательно минималь-
ный размер алтаря приблизительно равен 3×3 м. Строительство алтарей
меньших размеров следует особо согласовывать с церковным руковод-
ством. Но и указанный размер алтаря применим только для очень малых
храмов: нет возможности удобно разместить богослужебные предметы,
торжественно вести службу. Минимально удобным следует признать раз-
мер алтаря 5×6 м. «Главный алтарь в длину и ширину не должен быть
менее трех саженей» [3]. Не менее указанного размера следует делать
алтари главных престолов средних и больших храмов. В очень больших
храмах размер алтаря достигает 100–150 м. Форма алтаря соответствует
Глава 2. Устройство и символика основных частей храма