Составители:
Рубрика:
26 27
Архитектура православных храмов на примере храмов Санкт-Петербурга
движению священника, обходящего престол, и предпочтительно «полу-
круглая или с несколькими гранями» [1]. Встречаются алтари, имеющие
в плане полукруг, квадрат, сектор от восьмиугольника.
2.4. Приделы
Приделом называют дополнительную церковь (со своим престолом),
устроенную при основном храме. «Необходимость в приделах возникла
в связи с восточным обычаем служить на одном престоле только одну
литургию в течение суток. Дополнительные приделы позволяли совер-
шать служение дважды и трижды» [1]. Наличие приделов дает возмож-
ность совершать несколько треб одновременно и с разной степенью
торжественности. Генетически придел – это отдельная церковь, примыкаю-
щая к главному храму. Сохранилось указание Стоглавого собора (1551 г.):
опустевшие и не имеющие причта церкви свозить к главному погосту
и делать из них приделы при действующих церквях [3].
Придел состоит из средней части и алтаря, который должен быть
обращен на восток. Канон предписывает отмечать каждый придел гла-
вой с крестом. В древности существовало обязательное требование от-
делять придел от основной церкви дверью, и теперь пространство при-
дела должно быть достаточно отделено от пространства главного храма.
Ризницу и пономарню, другие служебные помещения часто делают еди-
ными для всей церкви.
При определении минимального размера придела следует исходить
из возможности служить в нем любые требы, в том числе и отпевание.
Необходимо разместить гроб с телом и предоставить достаточно места
молящимся и священнику. Следовательно, среднюю часть придела де-
лать меньше 20 м
2
неудобно. Минимальный размер алтаря придела ра-
вен минимальному размеру алтаря малой церкви (примерно 9 м
2
). Мак-
симальный размер придела может быть равен пространству у главного
престола.
Церковный канон предписывал над каждым престолом ставить свой
крест и, следовательно, каждый престол должен был быть отмечен своей
главой. Это правило не всегда выполнялось на практике. Например, трех-
престольная церковь могла быть решена как пятиглавый крестово-ку-
польный храм.
2.5. Подсобные помещения храма
По обеим сторонам алтаря находятся два вспомогательных поме-
щения: северное – пономарня и южное – дьяконник. Иногда они занима-
ют по сторонам алтарной апсиды две боковые апсиды, но меньшие
по размеру.
Ризница, или дьяконник, – обычно отдельное от алтаря помещение,
где хранятся в небогослужебное время священные сосуды, облачения
духовенства, богослужебные книги. Вдоль стен располагаются глубокие
шкафы с раздвижными стенками. В ризнице и пономарне предусматри-
вается установка раковин для мытья рук. В многопрестольных церквях,
а также при необходимости устройства очень большой ризницы возмож-
ны более сложные решения. Так, в многопрестольных церквях конца
XIX века ризница и пономарня часто располагались в огибающей гале-
рее за главным алтарем.
Пономарня в раннехристианские времена была предназначена для
складывания даров на благо общины и приготовления предметов для
литургии, так как именно здесь находился жертвенник. Впоследствии
жертвенник стали ставить в алтаре. Теперь пономарня служит для при-
готовления к службе церковно- и священнослужителей. Пономарня –
помещение для хранения и подготовки вспомогательных средств для
богослужения, имеет отдельный выход непосредственно на улицу и свя-
зывается с цокольным этажом винтовой лестницей.
Покойницкая – «часовня для покойников, в которой можно ставить
гроб и где могут служиться панихиды. При существовании покойницкой
гроб приходится ставить в церковь только для одной заупокойной литур-
гии» [3].
Глава 2. Устройство и символика основных частей храма
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- …
- следующая ›
- последняя »