Составители:
Рубрика:
30 31
Архитектура православных храмов на примере храмов Санкт-Петербурга
Классическими примерами четырехстолпного храма XII века являются
церковь Петра и Павла в Смоленске и церковь Спаса на Нередице в Нов-
городе. Зодчие Владимиро-Суздальского княжества довели сложивший-
ся ранее тип храма до утонченного совершенства, создав такой храм, как
Покрова на Нерли.
Византийские, древнерусские храмы X–XV веков несколько отли-
чались от современных церквей по своему устройству. Так, жертвенник
находился не в алтаре, как сейчас, а слева от алтаря в особом помеще-
нии. Иконостас сложился лишь к XVI веку. Храм отделялся от алтаря
низкой мраморной преградой, которая не закрывала алтарную апсиду.
К концу XII века появилась новая тенденция переосмысления кре-
стово-купольной системы. Возник новый тип храма с башеннообразно
поднятой центральной частью. Высокая глава и вытянутые пропорции
создавали впечатление динамичного устремления храма вверх.
Устремление вверх достигалось:
• путем вариации на сложившуюся конструктивную систему
(ц. Михаила Архангела в Смоленске);
• путем изменения конструктивной системы перекрытия
(ц. Пятницы в Чернигове).
Арки церкви Пятницы в Чернигове, соединяющие подкупольные
столбы и поддерживающие кольцо барабана, не ниже соседних цилинд-
рических сводов (как это всегда делалось в XI–XII веках), а выше.
Ступенчато-повышенная система арок позволяла высоко поднять бара-
бан и создать постепенный переход к нему.
Развитие новгородских храмов, продолжавшихся строиться во время
татаро-монгольского нашествия, привело к утверждению там небольшого
четырехстолпного одноапсидного храма с упрощенным покрытием – плос-
ким восьмискатным (церковь Спаса Преображения на Ильине улице).
Церкви Пскова XIV–XVI веков – маленькие четырехстолпные хра-
мы с одной главой и тремя апсидами. Барабан опирается на ступенчато-
повышенные арки. Характерной особенностью псковских храмов явля-
ются звонницы, размещенные на стене церкви, над крыльцом или от-
дельно стоящие.
Московское зодчество продолжило прерванную традицию устрем-
ленных храмов вверх. Был разработан новый тип храма: барабан стоял
на ступенчато-повышенных арках, снаружи переход к главе оформлялся
тремя ярусами закомар, церковь располагалась на подклете, кроме того,
храм огибала с трех сторон открытая галерея – гульбище. Рождественс-
кий собор Ферапонтова монастыря – характерный пример такой пира-
мидальной композиции.
В этот же период шестистолпный пятикупольный храм утвердился
как основная схема для соборных храмов Руси (Успенский и Архангель-
ский соборы Московского Кремля, Успенский собор в Ростове, Софийс-
кий собор в Вологде).
Шатровая церковь Вознесения в Коломенском как бы воплотила
в себя многовековое стремление русского зодчества собрать храм в еди-
ный устремленный ввысь объем. Шестнадцатый век создал неповтори-
мые, исключительные даже для Руси, композиции – церковь Иоанна Пред-
течи в Дьякове и храм Василия Блаженного. Шатровое зодчество полу-
чило широкое распространение, но такие сложные и впечатляющие
композиции уже не повторялись.
В конце XVI века появился новый тип храма – бесстолпная цер-
ковь, перекрытая сомкнутым сводом. Храм имел одну световую главу
или не имел вообще. Снаружи церковь получала декоративное заверше-
ние, состоящее из кокошников, ложных глав и шатров. Многопрестоль-
ные храмы XVII века имели сложную композицию: на обширном под-
клете возводилась церковь с многочисленными приделами, трапезной
и колокольней. Все постройки связывались галереями, вход оформлялся
большим крыльцом.
Однопрестольные храмы, стоявшие также на подклете, имели чет-
ко выраженную в объеме трехчастную структуру – алтарь, среднюю часть
и притвор, который мог венчаться колокольней. Высокие ярусные пост-
ройки «Нарышкинского барокко» (храм под звоны Покрова в Филях),
огромные бесстолпные соборы «Строгановского барокко» (Введенский
собор в Сольвычегодске) завершают развитие русской замкнутой нацио-
нальной архитектуры.
Перечисленные здесь основные формы лишь представляют целые
эпохи храмовой архитектуры. Многообразие форм основного пути рус-
ского зодчества дополняется местными школами и традициями.
Архитектура Петербурга, несмотря на сильное западное влияние,
не оторвана от русской культуры, а является ее логическим продолжени-
ем. Процесс объединения русской и мировой культуры должен был про-
изойти. Петербургские зодчие, приняв западные формы, переработали
их для русского православия и мировоззрения.
Глава 3. Архитектура храмов России и Петербурга
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- …
- следующая ›
- последняя »