Составители:
Рубрика:
32 33
Архитектура православных храмов на примере храмов Санкт-Петербурга
Петропавловский собор в крепости был построен по образцу при-
балтийской лютеранской кирхи. Параллельно с ним, чуть ранее и чуть
позднее его, в новом городе было построено много небольших деревян-
ных церквей, точно соответствующих ему по схеме объемного решения.
Зальный храм (прямоугольный объем с двумя рядами колонн) имел
над средней частью малую главу, над западным входом высокую коло-
кольню со шпилем. По этой схеме были построены первоначальные ва-
рианты деревянного Троицкого собора и маленькой церкви Петра Мит-
рополита в Ульянке. Эти первые деревянные храмы определили места
многих приходских церквей, но до наших времен они не дошли.
Зальная схема в чистом виде не прижилась и была переработана,
хотя подобные храмы встречаются в образцовых проектах конца
XIX века. Неудобство западной схемы заключалось в отсутствии тради-
ционного православного внутреннего пространства. Не было центрич-
ной композиции с акцентом в верхней точке большого купола над сред-
ней частью. Неудобно было размещать приделы. Не выделялись на фаса-
де объемы притвора с колокольней, средней части, алтаря, как это
делалось традиционно.
В середине XVIII века происходит сложный процесс переплетения
русского зодчества XVII века и западной архитектуры (рис. 15). Церковь
Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове представ-
ляет собой русскую схему объемно-пространственного решения храма.
Трехэтажное здание, увенчанное пятью луковичными главами, включа-
ло нижнюю (теплую) и верхнюю (холодную) церкви, а также неболь-
шую церковь в третьем ярусе. Многоярусная колокольня была пристрое-
на несколько позднее. Андреевский собор в первоначальном варианте
был построен по западному плану бесстолпного латинского креста. Воз-
никали и необычные, не имеющие аналогов и более не повторившиеся
решения, как церковь Сампсония Странноприимца и церковь Пантелей-
мона. В результате зальная схема прижилась в варианте церкви Симеона
и Анны: в плане – вытянутый латинский крест, пространство разделено
двумя рядами колонн на три нефа; над средокрестием достаточно боль-
шой купол; объем колокольни как бы примыкает к основному объему
храма. Такой план позволял удобно разместить три придела по трем не-
фам, алтари у восточной стены в одну линию. В центре создавался тра-
диционный интерьер с куполом, а вытянутая сторона креста соответство-
вала притвору и как бы предшествовала основному храму.
ВЛИЯНИЕ ЗАПАДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Со бор апп. Петра и Павла,
архит. Д. Трезини,
стр-во 1712–1733 гг.
ТРАДИЦИИ РУССКОГО ЗОДЧЕСТВА XVII ВЕКА
НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ
Церковь Благовещения
Пресвятой Богородицы,
стр-во 1750–1772 гг.
Собор преп. Сампсония Странноприимца,
стр-во 1728–1740 гг.
УТВЕРДИВШИЕСЯ, НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ТИПЫ ХРАМОВ
Квадратный в плане
крестово-купольный
храм
Крестово-купольный
храм с большим притвором
Зальный тип храма
по вытянутому кресту
Церковь Вознесения Господня,
архит. А. Вист, А. Ринальди,
стр-во 1755– 1769 гг.
Церковь Симеона Богоприимца
и Анны Пророчицы,
архит. М. Земцов,
стр-во 1731–1734 гг.
Спасо-Преображенский
всей гвардии собор,
стр-во 1743– 1754 гг.,
архит. М. Земцов, П. Трезини,
стр-во 1825– 1829 гг.,
архит. В. Стасов
Рис. 15. Схема становления петербургских типов храмов в XVIII веке
Русская схема крестово-купольного храма также приблизилась
к западной объемно-пространственной схеме. К первоначально квадрат-
ной крестово-купольной церкви Вознесения при Адмиралтейских сло-
бодах пристроили обширный трехнефный притвор, что значительно рас-
Глава 3. Архитектура храмов России и Петербурга
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- …
- следующая ›
- последняя »