Архитектура православных храмов на примере храмов Санкт-Петербурга. Возняк Е.Р - 18 стр.

UptoLike

Рубрика: 

34 35
Архитектура православных храмов на примере храмов Санкт-Петербурга
ширило пространство храма, дало возможность устроить дополнитель-
ные приделы, разделить церковь на теплую и холодную части. Деление
храма на теплую и холодную части с развитием системы отопления ста-
ло ненужным, к середине XIX века делящие церковь перегородки снес-
ли, но сложившиеся вследствие этого формы уже прижились.
В результате, в 60–70-х годах XVIII века Петербургская архитектура
храмов представлена чрезвычайно разнообразными решениями: то арха-
ично старыми, то чисто западными, то совершенно своеобразными. По-
зднее были выработаны наиболее удобные, типичные формы. Почти все
большие приходские храмы, вне зависимости от стиля (барокко, класси-
цизм), основывались на них. Вариации схем были следующие: квадрат-
ный крестово-купольный храм, квадратный крестово-купольный храм с
трехнефным притвором, трехнефный зальный храм по вытянутому крес-
ту. Пристроенную колокольню выделяли в объеме храма с самого низа.
Характерной особенностью храмов XVIII века в Петербурге были
приделы, расположенные в середине средней части храма. Их устрой-
ство помогало делить храм на теплую и холодную части. Алтари устраи-
вались между столбами в двух боковых или в одном центральном нефе.
Между алтарями приделов ставили перегородки с дверьми, и храм де-
лился на две части зимой или становился единым целым летом. Церковь
Спаса на Сенной имела пять приделов три у восточной стены и два
в центральной части. В настоящее время сохранились такие приделы
в церкви Смоленской Божией Матери на Смоленском кладбище и в Тро-
ицком соборе Александро-Невской лавры. Церковь Рождества Христова
на Песках первоначально делилась на теплую и холодную части.
В XIX веке необходимость такого деления отпала (усовершенствовались си-
стемы отопления) и приделы были перенесены ближе к алтарю (рис. 16).
Известный указ Елизаветы о строительстве пятиглавых церквей
не уничтожил уже укоренившегося одноглавия. Во внутреннем простран-
стве православного храма решающее значение имеет именно одна цент-
ральная глава. Несмотря на большое число пятиглавых храмов, в Петер-
бурге было много и одноглавых церквей, тем более что это было под-
тверждено традицией классицизма.
Особой группой стоит ряд храмов конца XVIII века в окрестностях
Петербурга. Небольшие по размеру, заказанные частными владельцами,
они строились в соответствии с личными вкусами заказчика и архитек-
тора. Церковь Кулич и Пасха, церковь Ильи Пророка на Пороховых, цер-
ковь Благовещения в Старой деревне первоначально представляют со-
бой круглые храмы-ротонды. Церковь Рождества Иоанна Предтечи
на Каменном острове выполнена в подражание готической архитектуре.
Церковь Екатерины в Мурино – «Церковь-под-звоны» решена в тради-
циях классицизма. Чесменская церковь святого Иоанна Предтечи
(рис. 17) – фантазия на готическую тему, в плане имеет форму четырех-
листника. Впоследствии эти церкви стали обычными приходскими,
а многие из них были перестроены.
Перенос приделов
из средней части храма
к алтарю
Рис. 16. Церковь Рождества Христова на Песках; стр-во 1781–1788 гг.;
1850–1851 гг. – перенос приделов. Архит. П. Е. Егоров
В начале XIX века не столько под влиянием русских традиций, сколь-
ко под влиянием представлений о гармонии классицизма, предпочтение
стало отдаваться квадратным крестово-купольным храмам. Сборник об-
разцовых проектов Шалермана и Михайлова 2-го предлагают много квад-
ратных крестово-купольных храмов, выполненных в духе Палладио.
Спасо-Преображенский собор и Знаменская церковь воплощение пред-
ставлений того времени об идеальном храме. Впрочем, в жизни часто
возвращались к уже привычной вытянутой форме, расширяющей про-
странство церкви. К церкви Екатерины на Васильевском острове
(рис. 18) (построенной А. А. Михайловым 2-м), первоначально квадрат-
ной, в XIX веке был пристроен притвор с колокольней перед ним.
Глава 3. Архитектура храмов России и Петербурга