ВУЗ:
Составители:
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Документ 3
Мольба (из года 7189-го от Сотворения мира в год 1731-й от Рождества Христова)
«Господи, Иисусе Христе! Царь многомилостивый! За что покарал ты меня сим страшным сном, столь явственным,
будто я вправду побывал во временах будущих? Ужели дар пророчества пожелал Ты мне даровать? Молю, не дай мне
дара сего, Господи! Лучше думать мне, что сон мой – бесовское наваждение, чем поверить, что за пятьдесят лет всего
исчезнет Святая Русь, а на месте ее родится неслыханная языческая империя, какую даже татары создать не могли!
Привиделось мне, будто проснулся я от долгого сна, в чужом городе, среди чужих людей. Вышед на улицу, что ви-
жу? Ходят мужи невиданного обличья: бороды сбриты, усы подстрижены – я и в запорожцах такого не зрел николи. Пла-
тье их – как у немчинов: кафтаны короткие, порты узкие, рубах вовсе нет. На голове – шутовские шляпы треугольные,
иже от слабого ветра наземь летят. Аще молвят – половину слов по-русски понять нельзя, будто вправду у немчинов за
морем учились. И того хуже: курят дым поганый и вонючий из больших трубок. А ведь говорено не раз отцами нашими:
«Кто курит табаки, тот хуже собаки!»
Только и осталось в людех православного, что крест на шее! Да и то, спросил я у встречного: кто ныне патриарх на
Святой Руси? И внемлю: будто нет патриарха вовсе, а все церковные дела не Святой собор иерархов решает, но некий
Синод, в котором духовных лиц почти нету. И во главе Синода – кто же? – Баба! Наша же царевна, за ливонца просва-
танная, а ныне вдовая, не в монастырь ушла, но всею Русью правит, и Церковью тож! Велики, видать, грехи народа рус-
ского, раз Бог Вседержитель такую пакость на Святой Руси допустил.
Бежал я из града Москвы – одно название от нее осталося! Даже не столица она ныне, по грехам своим. Перебрался
будто царь Петр (коего я еще недавно отроком зрел наяву) ближе к морю Ливонскому, а там новый город построил с
непотребным именем немецким; нарек его новой столицею. Там и сидит ныне царица русская Анна, среди болот и ди-
кой чухны, сама наполовину онемечившись вдали от святых мест русских.
Решил я проведать – раз города Руси Содому и Гоморре уподобились, – как же деревня русская живет? И паки удру-
чен был. Видом хрестьяне таковы, как прежде были, но волю прежнюю у них вовсе отняли царским повелением. Испокон
веку деревня свое тягло всем миром несла, а ныне всякий двор отдельно подать платит, и не стало помощи соседу от со-
седа. Рассыпается деревня на дворы. Глядишь, скоро дворянин – владетель по своей воле и продавать хрестьян волен бу-
дет семьями, а то и поодиночке, будто язычников некрещеных.
И не диво будет. Ведь сам дворянин в немецкое платье одет, немецкой речью молвит, даже власы свои природные
под чужими, накладными, прячет. Как он может, такой, мужика братом своим во Христе считать? Распадается народ рус-
ский. Видно, настали последние времена. И верно сказано праотцами: «Рыба с головы гниет». Сам царь бесчинству мно-
гому начало положил. Нарек себя сам Петр Первый. Ладно бы, Великий Петр либо Грозный Петр – такое бывало и на Ру-
си, и в иных землях. Но Первый – значит, прежде него никого и не было на Москве? Значит, всех своих пращуров как бы с
невежами-язычниками сравнял? Сие – явное безумие бысть, и кара Божья народу за грехи его чрез царя его! А и много
знаков той кары видны бысть: колокола со святых церквей царь снимал и на пушки переливал, чин патриарший себе при-
своил, стольный град отцов своих покинул и вертеп себе на болоте воздвиг, сам табак курил, иноземное платье носил, на
иноземке безродной женился, оттого и проклят бысть в сыне своем.
Церковь Православную приказу уподобил, лотошника неграмотного и вороватого князем объявил, бояр от дворян не
отличал, а русских людей – от иноземцев. Под конец явный знак всему народу дал: отречась царского титла отчего, нарек
себя языческим чином «император». Тут бы и отлучить от Церкви Святой богохульника и с престола его свести! Нет, не
сообразили люди русские! Значит, достойны себя оказали высшей кары Господней.
Есть ли спасение Руси из таковой беды? Хуже ига татарского Петрово иго оказалося! Татаровья кровожадные народ
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »