ВУЗ:
Составители:
65 ед. ГОСТ или 19 DIN)
∗
. Одновременно вращается шкала диафрагм 5. В результате шкалы диа-
фрагм 5 и выдержек 4 займут некоторое положение относительно друг друга: напротив каждой диафраг-
мы окажется значение выдержки, соответствующее ей при данных условиях освещения. В нашем примере
диафрагме "2" соответствует выдержка "1000", диафрагме "2,8" – выдержка "500" и т.д. При данных усло-
виях освещения можно снимать с любой из получившихся пар. Конкретный же выбор зависит от необ-
ходимой глубины резкости (чем больше нужная глубина, тем меньше должна быть диафрагма и наобо-
рот), от скорости перемещения объекта вдоль плоскости объектива (быстро движущийся предмет нуж-
но снимать с маленькими выдержками, иначе он "размажется" по снимку), от наличия опоры (снимать
"с рук" можно при выдержке не более 1/30 с) и т.п.
Возможна ситуация, когда значения диафрагм окажутся посередине между значениями выдержек.
Тогда при каждой данной диафрагме можно снимать с любой из стоящих рядом выдержек или при данной
выдержке использовать любую из стоящих рядом диафрагм. Например, при положении
500 250 125 60 30 15
2 2,8 4 5,6 8
можно взять диафрагму "2" и выдержки "500" или "250", а при выдержке "250" можно использовать
диафрагмы "2" и "2,8" и т.п.
На втором этапе определяют экспозицию "в тенях", т.е. там, куда лучи света падают по каса-
тельной. В этом случае светоприемник экспо- нометра располагают параллельно лучам, идущим от
источника света (рис. 17, б). Дальнейшая процедура – точно такая же, как при определении экспози-
ции в светах. Окончательно обычно выбирают среднее значение, т.е. предположим, что при замере экспо-
зиции "в тенях" для диафрагмы "2" подошла выдержка "250", а "в светах" – "1000". Значит, лучше взять
выдержку "500".
Достоинство этого метода состоит в точности результата. Недостатком же его является несколько
усложненная процедура (в два приема), а также иногда невозможность подойти к объекту съемки (на-
пример, во время официальной процедуры), возможность ошибиться при наличии нескольких источни-
ков света.
Поэтому на практике экспозицию чаще определяют по яркости. В основном процедура при этом
способе не отличается от описанной выше. Разница заключается в следующем. Поскольку измеряется
количество света, отраженного объектом, молочное стекло не используется. Замер яркости лучше про-
изводить от места съемки, в противном случае возможны ошибки. Экспонометр направляется на объект
съемки и проводятся те же операции, что и при определении экспозиции по освещенности.
Самой серьезной опасностью при определении экспозиции по яркости является наличие позади сни-
маемого объекта очень яркого фона. В этом случае на светоприемник экспонометра может попасть свет
от постороннего яркого предмета и прибор среагирует именно на него, показав яркость больше, чем ре-
альная яркость модели (см. рис. 18, а). Если есть подозрения, что возможны указанные искажения, то за-
меры яркости лучше производить с расстояния, примерно равного линейным размерам объекта съемки,
т.е. как бы спрятавшись в его тень (см. рис. 18, б).
Если же используется экспонометр узкоугольный, то следует отдельно определить яркость в светах
и в тенях, направив его на соответственно самые яркие и самые темные участки предмета, после чего
выбрать средние показания. Например, если для диафрагмы "8" в светах получилась выдержка "250", а в
тенях "60", то следует использовать выдержку "125". Но возможны ситуации, когда фотографа специ-
ально интересуют освещенные или теневые участки. В этом случае можно удовлетвориться одним за-
мером яркости в соответствующей части объекта.
Многие современные фотоаппараты снабжены встроенным экспонометром. Часть из них, например,
на фотоаппарате "ФЭД-4" работает примерно так же, как автономный экспонометр. Но есть и другие
системы. Рассмотрим порядок работы с экспонометром фотоаппарата "Зенит-122Е".
В правой части видоискателя этого аппарата вмонтированы три светодиода, расположен-
ных вертикально (рис. 19). Верхний и нижний диоды – красные, а средний – зеленый.
∗
Эту операцию можно проделать и в самом начале.