ВУЗ:
Составители:
а) б)
Рис. 18 Определение экспозиции при ярком фоне:
а – н е п р а в и л ь н о е: экспонометр реагирует на яркий свет из окна. Экспозиция будет определена
по нему, в результате на фоне хорошо видного изображения окна и предметов за ним объект съемки бу-
дет виден лишь как темный силуэт;
б – п р а в и л ь н о е: фотограф подошел к объекту съемки на расстояние,
сравнимое с размерами последнего и исключил попадание в экспонометр лучей
из окна. На снимке будет хорошо виден объект съемки на фоне очень яркого окна, в котором и за кото-
рым не будет никаких деталей – только одно световое пятно
% % %
а) б) в)
Рис. 19 Определение экспозиции на фотоаппарате "Зенит-122Е":
а – экспозиция неправильная – горит верхний красный диод,
т.е. света слишком много. Следует уменьшить выдержку или диафрагму;
б – экспозиция неправильная – горит нижний красный диод,
т.е. света слишком мало. Необходимо увеличить выдержку или диафрагму;
в – экспозиция правильная – горит средний, зеленый диод. Можно снимать
Определение экспозиции производится при предварительно установленной выдержке пленки и при
любых произвольно установленных диафрагме и выдержке. Если без сильного усилия нажать на кнопку
спуска затвора до ощутимого упора, то один из этих диодов загорится. Если загорелся верхний красный
диод, то это означает, что экспозиция слишком велика, и надо уменьшать либо выдержку, либо диа-
фрагму, либо то и другое. Если загорелся нижний красный диод, то экспозиция мала, и следует увели-
чить диафрагму и/или выдержку. Изменения выдержки и диафрагмы в обоих случаях производят до тех
пор, пока не загорится средний, зеленый диод. Последнее означает, что экспозиция верна.
Возможна ситуация, когда изменение выдержки или диафрагмы на одно значение приводит к пере-
ключению верхнего красного диода сразу на нижний (или наоборот). Это соответствует ситуации, когда
экспонометр "разрешает" снимать при одной и той же диафрагме с двумя выдержками или при одной и
той же выдержке – с двумя диафрагмами.
Знание и умение пользоваться возможностями фотоаппарата, объектива и экспонометра создают
минимально необходимую базу для создания хороших фотографий. Не умея устанавливать резкость,
диафрагму и выдержку, пользоваться глубиной резкости и экспонометром, трудно надеяться на то, что
снимок получится хорошим. Не выручит и автоматическая "мыльница", так как она не может думать, а
лишь решает самые простые задачи для самых простых ситуаций – получение примитивных "фоток на
память".
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
окно
объект
съемки
экспонометр
окно
объект
съемки
экспонометр