Философия. Афанасьева Л.А - 22 стр.

UptoLike

Рубрика: 

43 44
В Германии носителями идей Просвещения стали Г.
Лесслинг, М. Гердер, молодой Кант.
Просвещение представляет собой далеко не однородное
явление: оно имеет свои особенности в Англии, Франции,
Германии и России. Умонастроения просветителей
меняются и во времени: они различны в первой половине
XVIII в. и в его конце, до Великой французской буржуазной
революции и после нее.
Характерна эволюция просветительского
миропонимания, выразившаяся в отношении к человеку. В
полемике с христианским догматом об изначальной
греховности человеческой природы, согласно которому
именно человек есть источник зла в мире, французские
материалисты утверждают, что человек по своей природе
добр. Поскольку нет ничего дурного в стремлении человека
к самосохранению, полагали они, то нельзя осуждать и все
те чувственные склонности, которые суть выражения этого
стремления: любить удовольствия и избегать страдания
такова природная сущность человека, а все природное по
определению хорошо. Такова мировоззренческая
подоплека сенсуализма просветителей.
Одной из важнейших характеристик философии эпохи
Просвещения является рационализм. В отношении учения
Декарта термин «рационализм» употребляется для
характеристики гносеологических и логико-
методологических установок. Рационализм трактуется как
гносеологическое учение, утверждающее, что основным
инструментом познания является разум, а ощущения и опыт
имеют вторичное значение в познании. В этом смысле
рационализм противостоит сенсуализму и эмпиризму.
Сенсуализм отдает предпочтение человеческим чувствам,
ощущениям и восприятиям, а эмпиризм на первое место в
познании выдвигает опыт.
Однако в истории философии имеет место и более
широкий подход к понятию «рационализм», при котором
он рассматривается как широкое идейно-теоретическое
течение, выражающее взгляды, потребности, общественное
настроение определенных социальных классов, слоев,
групп на определенном этапе общественного развития. На
основе этих умонастроений вырабатываются определенные
методологические установки для ориентации человека в
практической деятельности и познании. Рационализм, как
правило, связывается с идейными устремлениями
передовых, прогрессивных сил общества, находящихся на
восходящей стадии своего развития. Для него характерны
возвеличивание человеческого индивида, как активного,
свободного и равноправного существа, исторический
оптимизм, вера в безграничные возможности человека в
познании и преобразовании природы.
Важную роль в философии нового времени сыграла
идеология Просвещения. Критика религии, теологии и
традиционной метафизики составляла основной пафос
просветителей, идейно подготовивших Французскую
буржуазную революцию.
План семинарского занятия
1. Рационализм эпохи Просвещения.
2. Проблема человека в философии эпохи
Просвещения.
3. Социально-политические, этические и эстетические
взгляды в философии эпохи Просвещения.
4. Французский материализм эпохи Просвещения.
Вопросы для СРС
1. Почему в определенные периоды возникают
вырожденные формы философии: перерождение ее в
В Германии носителями идей Просвещения стали Г.                  Однако в истории философии имеет место и более
Лесслинг, М. Гердер, молодой Кант.                           широкий подход к понятию «рационализм», при котором
    Просвещение представляет собой далеко не однородное      он рассматривается как широкое идейно-теоретическое
явление: оно имеет свои особенности в Англии, Франции,       течение, выражающее взгляды, потребности, общественное
Германии и России. Умонастроения просветителей               настроение определенных социальных классов, слоев,
меняются и во времени: они различны в первой половине        групп на определенном этапе общественного развития. На
XVIII в. и в его конце, до Великой французской буржуазной    основе этих умонастроений вырабатываются определенные
революции и после нее.                                       методологические установки для ориентации человека в
    Характерна           эволюция       просветительского    практической деятельности и познании. Рационализм, как
миропонимания, выразившаяся в отношении к человеку. В        правило, связывается с идейными устремлениями
полемике с христианским догматом об изначальной              передовых, прогрессивных сил общества, находящихся на
греховности человеческой природы, согласно которому          восходящей стадии своего развития. Для него характерны
именно человек есть источник зла в мире, французские         возвеличивание человеческого индивида, как активного,
материалисты утверждают, что человек по своей природе        свободного и равноправного существа, исторический
добр. Поскольку нет ничего дурного в стремлении человека     оптимизм, вера в безграничные возможности человека в
к самосохранению, полагали они, то нельзя осуждать и все     познании и преобразовании природы.
те чувственные склонности, которые суть выражения этого          Важную роль в философии нового времени сыграла
стремления: любить удовольствия и избегать страдания –       идеология Просвещения. Критика религии, теологии и
такова природная сущность человека, а все природное по       традиционной метафизики составляла основной пафос
определению – хорошо. Такова мировоззренческая               просветителей, идейно подготовивших Французскую
подоплека сенсуализма просветителей.                         буржуазную революцию.
    Одной из важнейших характеристик философии эпохи
Просвещения является рационализм. В отношении учения                           План семинарского занятия
Декарта термин «рационализм» употребляется для
характеристики        гносеологических      и      логико-       1. Рационализм эпохи Просвещения.
методологических установок. Рационализм трактуется как           2. Проблема    человека    в    философии      эпохи
гносеологическое учение, утверждающее, что основным                 Просвещения.
инструментом познания является разум, а ощущения и опыт          3. Социально-политические, этические и эстетические
имеют вторичное значение в познании. В этом смысле           взгляды в философии эпохи Просвещения.
рационализм противостоит сенсуализму и эмпиризму.                4. Французский материализм эпохи Просвещения.
Сенсуализм отдает предпочтение человеческим чувствам,
ощущениям и восприятиям, а эмпиризм на первое место в                              Вопросы для СРС
познании выдвигает опыт.
                                                                1. Почему в определенные периоды возникают
                                                             вырожденные формы философии: перерождение ее в
                                                        43   44