ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
41 42
План семинарского занятия
1. Разработка методов научного исследования в
философии XVII в.
2. Проблема достоверности знания: эмпиризм и
рационализм.
3. Проблема субстанции в философии XVII в.
Философия эпохи Просвещения
План лекции
1. Рационализм эпохи Просвещения.
2. Французский материализм эпохи Просвещения.
3. Немецкое Просвещение.
XVIII век не случайно называют эпохой Просвещения:
научные знания, ранее бывшие достоянием узкого круга
ученых, теперь начали распространяться вширь, выходя за
пределы университетов и лабораторий в светские салоны
Парижа и Лондона, становясь предметом обсуждения среди
литераторов, популярно излагающих последние достижения
науки и философии. Уверенность в мощи человеческого
разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук,
создающем условия для экономического и социального
благоденствия, – вот пафос эпохи Просвещения.
Эти умонастроения сформировались еще в XVII в.,
были продолжены и углублены в XVIII столетии, которое
осознавало себя как эпоху разума и света, возрождения
свободы, рассвета наук и искусств, наступившие после
более чем тысячелетней ночи средневековья. Однако здесь
есть и новые акценты. Во-первых, в XVIII в. значительно
сильнее подчеркивается связь науки с практикой, ее
общественная полезность. Во-вторых, критика, которую в
эпоху Возрождения и в XVII в. философы и ученые
направляли главным образом против схоластики, теперь
обращена против метафизики. Согласно убеждению
просветителей, нужно уничтожить метафизику,
пришедшую в XVI - XVII в.в. на смену средневековой
схоластике. Вслед за Ньютоном в науке, а за Локком – в
философии началась резкая критика метафизической
системы, которую просветители обвиняли в
приверженности к умозрительным конструкциям, в
недостаточном внимании к опыту и эксперименту.
На знамени просветителей написаны два главных
лозунга наука и прогресс. При этом просветители
аппелируют не просто к разуму – ведь к разуму
обращались и метафизики XVII в., – а к разуму научному,
который опирается на опыт и свободен не только от
религиозных предрассудков, но и от метафизических
сверхопытных «гипотез».
Оптимизм Просвещения был исторически обусловлен
тем, что он выражал умонастроение поднимающейся и
крепнущей буржуазии. Не случайно родиной Просвещения
стала Англия, раньше других вставшая на путь
капиталистического развития.
В Англии философия Просвещения нашла свое
выражение в творчестве Дж. Локка, Дж. Толанда, А.
Коллинза, А.Э. Шефтсбери; завершают английское
Просвещение философы шотландской школы: Т. Рид, затем
А. Смит и Д. Юм. Во Франции плеяда просветителей была
представлена Ф. Вольтером, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж.
Д'Аламбером, Э. Кондильяком, П. Гольбахом, Ж. Ламетри.
более чем тысячелетней ночи средневековья. Однако здесь есть и новые акценты. Во-первых, в XVIII в. значительно сильнее подчеркивается связь науки с практикой, ее План семинарского занятия общественная полезность. Во-вторых, критика, которую в эпоху Возрождения и в XVII в. философы и ученые 1. Разработка методов научного исследования в направляли главным образом против схоластики, теперь философии XVII в. обращена против метафизики. Согласно убеждению 2. Проблема достоверности знания: эмпиризм и просветителей, нужно уничтожить метафизику, рационализм. пришедшую в XVI - XVII в.в. на смену средневековой 3. Проблема субстанции в философии XVII в. схоластике. Вслед за Ньютоном в науке, а за Локком – в философии началась резкая критика метафизической системы, которую просветители обвиняли в приверженности к умозрительным конструкциям, в Философия эпохи Просвещения недостаточном внимании к опыту и эксперименту. План лекции На знамени просветителей написаны два главных лозунга наука и прогресс. При этом просветители 1. Рационализм эпохи Просвещения. аппелируют не просто к разуму – ведь к разуму 2. Французский материализм эпохи Просвещения. обращались и метафизики XVII в., – а к разуму научному, 3. Немецкое Просвещение. который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических XVIII век не случайно называют эпохой Просвещения: сверхопытных «гипотез». научные знания, ранее бывшие достоянием узкого круга Оптимизм Просвещения был исторически обусловлен ученых, теперь начали распространяться вширь, выходя за тем, что он выражал умонастроение поднимающейся и пределы университетов и лабораторий в светские салоны крепнущей буржуазии. Не случайно родиной Просвещения Парижа и Лондона, становясь предметом обсуждения среди стала Англия, раньше других вставшая на путь литераторов, популярно излагающих последние достижения капиталистического развития. науки и философии. Уверенность в мощи человеческого В Англии философия Просвещения нашла свое разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, выражение в творчестве Дж. Локка, Дж. Толанда, А. создающем условия для экономического и социального Коллинза, А.Э. Шефтсбери; завершают английское благоденствия, – вот пафос эпохи Просвещения. Просвещение философы шотландской школы: Т. Рид, затем Эти умонастроения сформировались еще в XVII в., А. Смит и Д. Юм. Во Франции плеяда просветителей была были продолжены и углублены в XVIII столетии, которое представлена Ф. Вольтером, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. осознавало себя как эпоху разума и света, возрождения Д'Аламбером, Э. Кондильяком, П. Гольбахом, Ж. Ламетри. свободы, рассвета наук и искусств, наступившие после 41 42
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- …
- следующая ›
- последняя »