Философия. Афанасьева Л.А - 20 стр.

UptoLike

Рубрика: 

39 40
ибо все инерциальные системы отсчета физически
равноправны.
В философии XVII в. возникают два направления
эмпиризм и рационализм. Родоначальником эмпиризма
является английский философ Ф. Бэкон (1561 - 1626). В
своих исследованиях он вступил на путь эксперимента и
обратил внимание на его исключительную значимость для
обнаружения истины.
В отличие от Бэкона Декарт (1596 - 1650) подчеркивает
рациональное начало в познании. Разуместь главный
источник познания и, более того, критерий его истинности.
Декарт сводит опыт к простой эмпирической проверке
данных умственных построений. Кроме того, его
рационализм предполагает наличие в человеческом уме
врожденных идей, которые априорно определяют
результаты познания.
В теории познания Декарт был скептиком, на первое
место он выдвинул принцип сомнения. Но в решении
вопроса о достоверности, ясности, отчетливости мысли ему
пришлось преодолеть собственный философский
скептицизм. Через достоверность мысли и существование
мыслящего субъекта – «Я» – Декарт идет к достоверности
бытия вещей. «Мыслю, следовательно, существую».
Учение Декарта развил Спиноза (1632 - 1677),
противопоставив дуализму Декарта принцип монизма.
Согласно Спинозе, существует только единая, находящаяся
вне сознания субстанция, которая является причиной самой
себя, и она не нуждается в иных причинах.
Если Декарт начинает с «Я», то Спинозас
объективной реальности. Понимать вещьзначит видеть за
ее индивидуальностью универсальное, идти от модуса к
субстанции. Спиноза пантеист: бесконечную природу
отождествляет с Богом. В делах науки и философии
пантеизм есть отход от абсолютного, Бога, творящего все
Сущее, в том числе природу. Так в философии Спинозы
природа получает относительную самостоятельность.
В этике Спинозы есть его известный тезис: «Свобода
есть познанная необходимость», но он не отражает
реальной морально-правовой свободы в обществе, которая
предполагает альтернативу. Это показало последующее
развитие общества.
Философские взгляды Гоббса (1588 - 1679) базируются
на чисто механическом принципе: реальны только тела, а
их атрибутывеличина, движение и свойства
субъективны. Теорию познания Гоббс строит на принципах
сенсуализма: содержание знаний выводится из
деятельности органов чувств и сводится к сумме элементов
чувственных данных. Сенсуализм считает, что мышление
принципиально не способно дать ничего нового по
сравнению с чувственностью. Гоббс отрицает свободу
воли, придерживаясь жесткого фатализма и отождествляя
волю с природной силой. Учение о теле, учение о человеке
и учение о гражданиневот предмет философии Гоббса.
В научно-философских построениях В.Г. Лейбница
(1646 - 1746) мир состоит из мельчайших элементов, или
монад, имеющих в своей природе материальное и духовное
начала бытия одновременно. Так к понятию субстанции
Спинозы прибавляется понятие деятельной силы, которая
присуща монадам. Однако Лейбниц «изъял» из единой
субстанции Спинозы его пантеистически понимаемого
Бога. Единство и согласованность монад есть результат
«предустановленной гармонии».
В логике Лейбниц разработал рациональную
символику, законы доказательства, онодин из
зачинателей современной символической и
математической логики.
ибо все инерциальные системы отсчета физически              Сущее, в том числе природу. Так в философии Спинозы
равноправны.                                                природа получает относительную самостоятельность.
    В философии XVII в. возникают два направления –             В этике Спинозы есть его известный тезис: «Свобода –
эмпиризм и рационализм. Родоначальником эмпиризма           есть познанная необходимость», но он не отражает
является английский философ Ф. Бэкон (1561 - 1626). В       реальной морально-правовой свободы в обществе, которая
своих исследованиях он вступил на путь эксперимента и       предполагает альтернативу. Это показало последующее
обратил внимание на его исключительную значимость для       развитие общества.
обнаружения истины.                                             Философские взгляды Гоббса (1588 - 1679) базируются
    В отличие от Бэкона Декарт (1596 - 1650) подчеркивает   на чисто механическом принципе: реальны только тела, а
рациональное начало в познании. Разум – есть главный        их атрибуты – величина, движение и свойства –
источник познания и, более того, критерий его истинности.   субъективны. Теорию познания Гоббс строит на принципах
Декарт сводит опыт к простой эмпирической проверке          сенсуализма:    содержание     знаний     выводится   из
данных умственных построений. Кроме того, его               деятельности органов чувств и сводится к сумме элементов
рационализм предполагает наличие в человеческом уме         чувственных данных. Сенсуализм считает, что мышление
врожденных идей, которые априорно определяют                принципиально не способно дать ничего нового по
результаты познания.                                        сравнению с чувственностью. Гоббс отрицает свободу
    В теории познания Декарт был скептиком, на первое       воли, придерживаясь жесткого фатализма и отождествляя
место он выдвинул принцип сомнения. Но в решении            волю с природной силой. Учение о теле, учение о человеке
вопроса о достоверности, ясности, отчетливости мысли ему    и учение о гражданине – вот предмет философии Гоббса.
пришлось       преодолеть    собственный     философский        В научно-философских построениях В.Г. Лейбница
скептицизм. Через достоверность мысли и существование       (1646 - 1746) мир состоит из мельчайших элементов, или
мыслящего субъекта – «Я» – Декарт идет к достоверности      монад, имеющих в своей природе материальное и духовное
бытия вещей. «Мыслю, следовательно, существую».             начала бытия одновременно. Так к понятию субстанции
    Учение Декарта развил Спиноза (1632 - 1677),            Спинозы прибавляется понятие деятельной силы, которая
противопоставив дуализму Декарта принцип монизма.           присуща монадам. Однако Лейбниц «изъял» из единой
Согласно Спинозе, существует только единая, находящаяся     субстанции Спинозы его пантеистически понимаемого
вне сознания субстанция, которая является причиной самой    Бога. Единство и согласованность монад есть результат
себя, и она не нуждается в иных причинах.                   «предустановленной гармонии».
    Если Декарт начинает с «Я», то Спиноза – с                  В логике Лейбниц разработал рациональную
объективной реальности. Понимать вещь – значит видеть за    символику, законы доказательства, он – один из
ее индивидуальностью универсальное, идти от модуса к        зачинателей     современной      символической         и
субстанции. Спиноза – пантеист: бесконечную природу         математической логики.
отождествляет с Богом. В делах науки и философии
пантеизм есть отход от абсолютного, Бога, творящего все

                                                       39   40