Философия. Афанасьева Л.А - 29 стр.

UptoLike

Рубрика: 

57 58
б) философская система Гегеля: «наука логики»,
философия природы, философия духа;
в) философия истории Гегеля.
Вопросы для СРС
1. В чем суть коперниканского переворота Канта в
философии?
2. Как Кант обосновывает всеобщность и
необходимость научного знания?
3. Как возможны синтетические суждения априори в
математике, в теоретическом естествознании и метафизике?
4. Что такое свобода по Канту? Автономность воли?
5. Что является началом всего сущего по Фихте?
6. Как рассматривает природу Шеллинг? Гегель?
7. Каково историческое место и значение немецкой
классической философии?
8. В свое время Кант сформулировал четыре вопроса
для мыслящих людей:
а) что я могу знать? б) что я должен делать?
в) на что смею надеяться? г) что есть человек?
В решении каких из этих задач участвуют метафизика,
антропология, религия и мораль? Попробуйте дать свои
ответы на эти вопросы.
9. Ниже приводятся антиномии (космологические идеи)
Канта: тезис: мир имеет начало (границу) во времени и
пространстве; антитезис: мир во времени и пространстве
безграничен.
Тезис: все в мире состоит из простого; антитезис: нет
ничего простого, все сложно.
Тезис: в мире существует причинность через свободу;
антитезис: никакой свободы нет, все совершается по
законам природы.
Какова природа этих антиномий? Проанализируйте:
а) категорический императив Канта в окончательной
формулировке гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей
воли могла всегда стать и принципом всеобщего
законодательства». Покажите абстрактность и
формальность этого императива.
10. По Гегелю мировой разум имеет право быть
«расточительным и беспощадным». «…Он делает
чудовищные затраты возникающих и гибнущих
человеческих сил, он достаточно богат для такой затраты
у него достаточно народов и индивидумов для этой траты».
Разум не только расточителен, он хитер, прямо-таки
коварен. Хитрость разума состоит в «опосредствующей
деятельности, которая, дав объектам действовать друг на
друга соответственно их природе и истощать себя в этом
воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно
в этот процесс, все же осуществляет свою собственную
цель». Каков реальный смысл этих рассуждений Гегеля?
Темы рефератов
1. Философия Канта и современность.
2. Философия Канта и естествознание ХХ в.
3. Объективный идеализм Фихте: философия
деятельности.
4. Натурфилософия Шеллинга: возвращение к
природе.
5. Диалектика от Канта до Гегеля.
6. Проблема свободы в немецкой философии.
Рекомендуемая литература
1. Философия: Уч. для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс,
1995 (и др. годы).
2. Философия: Учебник. – М.: Русское слово, 1996.
3. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.
б) философская система Гегеля: «наука логики»,               а) категорический императив Канта в окончательной
философия природы, философия духа;                           формулировке гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей
в) философия истории Гегеля.                                 воли могла всегда стать и принципом всеобщего
                                                             законодательства».      Покажите      абстрактность    и
                       Вопросы для СРС                       формальность этого императива.
                                                                 10. По Гегелю мировой разум имеет право быть
     1. В чем суть коперниканского переворота Канта в        «расточительным и беспощадным».            «…Он делает
философии?                                                   чудовищные      затраты   возникающих      и    гибнущих
     2. Как     Кант     обосновывает     всеобщность    и   человеческих сил, он достаточно богат для такой затраты…
необходимость научного знания?                               у него достаточно народов и индивидумов для этой траты».
     3. Как возможны синтетические суждения априори в        Разум не только расточителен, он хитер, прямо-таки
математике, в теоретическом естествознании и метафизике?     коварен. Хитрость разума состоит в «опосредствующей
     4. Что такое свобода по Канту? Автономность воли?       деятельности, которая, дав объектам действовать друг на
     5. Что является началом всего сущего по Фихте?          друга соответственно их природе и истощать себя в этом
     6. Как рассматривает природу Шеллинг? Гегель?           воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно
     7. Каково историческое место и значение немецкой        в этот процесс, все же осуществляет свою собственную
классической философии?                                      цель». Каков реальный смысл этих рассуждений Гегеля?
     8. В свое время Кант сформулировал четыре вопроса
для мыслящих людей:                                                                   Темы рефератов
а) что я могу знать? б) что я должен делать?
в) на что смею надеяться? г) что есть человек?                   1. Философия Канта и современность.
     В решении каких из этих задач участвуют метафизика,         2. Философия Канта и естествознание ХХ в.
антропология, религия и мораль? Попробуйте дать свои             3. Объективный     идеализм     Фихте:    философия
ответы на эти вопросы.                                       деятельности.
     9. Ниже приводятся антиномии (космологические идеи)         4. Натурфилософия     Шеллинга:    возвращение    к
Канта: тезис: мир имеет начало (границу) во времени и           природе.
пространстве; антитезис: мир во времени и пространстве           5. Диалектика от Канта до Гегеля.
безграничен.                                                     6. Проблема свободы в немецкой философии.
     Тезис: все в мире состоит из простого; антитезис: нет
ничего простого, все сложно.                                                     Рекомендуемая литература
     Тезис: в мире существует причинность через свободу;
антитезис: никакой свободы нет, все совершается по               1. Философия: Уч. для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс,
законам природы.                                             1995 (и др. годы).
     Какова природа этих антиномий? Проанализируйте:             2. Философия: Учебник. – М.: Русское слово, 1996.
                                                                 3. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.

                                                        57   58