Философия. Афанасьева Л.А - 28 стр.

UptoLike

Рубрика: 

55 56
характеризует так: 1) идея не инертна, а деятельна, она есть
вообще деятельность; 2) идея диалектична, она
представляет собой единство различного
противоречивость; 3) идея целестремительна, она есть
энтелехия, а это аристотелевское понятие выражает
финализм, телеологию, устремление к цели и к
совершенствованию.
Диалектическое противоречие, присущее абсолютной
идее, есть деятельность самообъективирования. Идея
познает себя, ставя себя же перед собой в виде объекта.
Идея творит мир и человека в целях самопознания.
Превращаясь в природу, абсолютная идея опредмечивает
себя, тем самым отчуждается от своей истинной сущности и
предстает в виде конечных, чувственных, телесных вещей.
Высшим актом этого самопознания служит абсолютное
знаниефилософия.
Заслугой Гегеля является разработка диалектического
метода. Диалектика Гегеляшироко разработанная система
категорий, из анализа взаимодействия между которыми
выводятся ее законы: связь количества и качества,
взаимопроникновение противоположностей, отрицание
отрицания.
Категории у Гегеля стали всеобщими формами не
только познания, но и самого объективного мира, а
социальный мир истолкован им как продукт
опредмеченного мышления.
Гегель создал теорию развития противоречия, а затем и
его разрешения в синтезе.
Гегель создал развитую теорию диалектики как логики
и как метода, соединив диалектику и логику в единую
концепцию диалектической логики.
Гегелевская диалектика истории проникнута
историзмом, который направлен против сумбурно
исторического изложения событий прошлого.
Особенностью гегелевской диалектики является
идеалистическое растворение законов бытия в законах
мышления.
Идеализм философии Гегеля, его примирение с
существующим, признание завершенности развития мира и
познания, мистификация диалектики, распространение
принципа развития только на идеальные явления
противоречили его собственным диалектическим идеям.
Законы и категории диалектики образуют единую
завершенную систему. Тем самым метод Гегеля
превращается в жесткую неподвижную систему, отсюда
противоречие метода и системы: неустанный порыв
диалектики вперед и проистекающее от идеализма
окостенение метода.
Познать мир можно лишь посредством обобщения и
философской интерпретации всего богатства человеческого
знания, накопленного мировой историей. Поэтому высшей
формой познания выступает рациональное познание на
основе диалектической логики.
План семинарского занятия
1. И. Кантосновоположник немецкой классической
философии:
а) проблема достоверного знания. Критика догматизма и
скептицизма. Возможность синтетических суждений
априори;
б) «Явление» и «вещь - в - себе». «Критический идеализм»
и дуалистический характер мировоззрения Канта;
в) проблема метафизики в философии Канта.
2. Философия Г.В.Ф. Гегеля:
а) основные идеи «Феноменологии духа». Проблемы
гносеологии. Понятие «отчуждение»;
характеризует так: 1) идея не инертна, а деятельна, она есть       Особенностью гегелевской диалектики является
вообще деятельность; 2) идея диалектична, она                  идеалистическое растворение законов бытия в законах
представляет     собой       единство      различного      –   мышления.
противоречивость; 3) идея целестремительна, она есть               Идеализм философии Гегеля, его примирение с
энтелехия, а это аристотелевское понятие выражает              существующим, признание завершенности развития мира и
финализм, телеологию, устремление к цели и к                   познания, мистификация диалектики, распространение
совершенствованию.                                             принципа развития только на идеальные явления
    Диалектическое противоречие, присущее абсолютной           противоречили его собственным диалектическим идеям.
идее, есть деятельность самообъективирования. Идея                 Законы и категории диалектики образуют единую
познает себя, ставя себя же перед собой в виде объекта.        завершенную систему. Тем самым метод Гегеля
Идея творит мир и человека в целях самопознания.               превращается в жесткую неподвижную систему, отсюда –
Превращаясь в природу, абсолютная идея опредмечивает           противоречие метода и системы: неустанный порыв
себя, тем самым отчуждается от своей истинной сущности и       диалектики вперед и проистекающее от идеализма
предстает в виде конечных, чувственных, телесных вещей.        окостенение метода.
Высшим актом этого самопознания служит абсолютное                  Познать мир можно лишь посредством обобщения и
знание – философия.                                            философской интерпретации всего богатства человеческого
    Заслугой Гегеля является разработка диалектического        знания, накопленного мировой историей. Поэтому высшей
метода. Диалектика Гегеля – широко разработанная система       формой познания выступает рациональное познание на
категорий, из анализа взаимодействия между которыми            основе диалектической логики.
выводятся ее законы: связь количества и качества,
взаимопроникновение противоположностей, отрицание                                 План семинарского занятия
отрицания.
    Категории у Гегеля стали всеобщими формами не                   1. И. Кант – основоположник немецкой классической
только познания, но и самого объективного мира, а              философии:
социальный     мир     истолкован     им     как    продукт    а) проблема достоверного знания. Критика догматизма и
опредмеченного мышления.                                       скептицизма.       Возможность синтетических суждений
    Гегель создал теорию развития противоречия, а затем и      априори;
его разрешения в синтезе.                                      б) «Явление» и «вещь - в - себе». «Критический идеализм»
    Гегель создал развитую теорию диалектики как логики        и дуалистический характер мировоззрения Канта;
и как метода, соединив диалектику и логику в единую            в) проблема метафизики в философии Канта.
концепцию диалектической логики.                                    2. Философия Г.В.Ф. Гегеля:
    Гегелевская     диалектика     истории       проникнута    а) основные     идеи «Феноменологии духа». Проблемы
историзмом, который направлен против сумбурно                  гносеологии. Понятие «отчуждение»;
исторического изложения событий прошлого.

                                                          55   56