Философия. Афанасьева Л.А - 27 стр.

UptoLike

Рубрика: 

53 54
2. Субъективный идеализм Фихте. Деятельность «Я»
как начало всего сущего. Диалектика Фихте.
Натурфилософия Шеллинга
Если Кант относил нравственный идеал к
потусторонней сущности, то Фихте (1762 - 1814) и Шеллинг
(1775 - 1854) считали, что он может воплотиться в жизнь,
хотя и весьма отдаленном будущем. Фихте видел основную
задачу своей философии в обосновании свободы и
активности человека с позиций последовательного
субъективного идеализма. Деятельность абсолютного
субъекта «Я» он объявляет единственным источником всего
сущего. Здесь в идеалистической форме выражена идея о
примате практической деятельности в процессе познания.
На этой основе Фихте делает вывод о совпадении
теоретического и практического начал в абсолютном
субъекте, деятельность которого в процессе преодоления
природы «не Я» порождает весь мир и позволяет человеку
осознавать самого себя и развивать свою активность и
свободу, если он добровольно следует нравственным
законам.
В отличие от Фихте Шеллинг развивает систему
объективного идеализма. Природа в его философии
порождена мировым духом, не связанным с
индивидуальным сознанием. На низших ступенях своего
развития природа выступает бессознательным проявлением
единого первоначала. Она проходит ряд этапов: от
неорганической к органической и, наконец, к
возникновению сознания. Это развитие выступает как
саморазвитие вследствие действия диалектических законов,
в частности противоречий. На первых ступенях преобладает
объективная сторона, а на стадии человеческой истории
субъективная. Познать мировой процесс, по Шеллингу,
можно лишь посредством интеллектуальной интуиции как
единства сознательной и бессознательной деятельности.
Поэтому он усматривал высшую форму познания не в
науке, а в искусстве.
3. Философия Гегеля завершение
немецкого классического идеализма. Тождество бытия и
мышленияисходный пункт философии Гегеля. Учение
Гегеля о логическом процессе. Основные черты диалектики
Гегеля. Философия духа. Система и метод в философии
Гегеля.
Гегель (1770 - 1831) назвал свою философию
«абсолютным идеализмом», а исходное понятие своей
философии – «абсолютной идеей». Абсолютный идеализм
философии Гегеля связан с его стремлением охватить весь
универсум, весь природный и духовный мир единым
понятием. Гегель, так же как и Фихте, критиковал
трансцендентальный идеализм Канта за допущение им
существования независимой от мышления вещи в себе. Для
Гегеля неприемлем и субъективный идеализм Фихте, ибо у
него индивидуальное «Я» творит «не-Я», объективный
мир. У Гегеля же надындивидуальное, сверх человеческое
«Я» (бог, абсолютная идея) творит «не-Я», объективный
мир.
В обыденном понимании «идея» есть известное
определяющее понятие, лежащее в основе теоретической
системы, замысла, или главная мысль художественного,
научного произведения, а у идеалиста Гегеля идея есть
субстанция, которая составляет сущность и первооснову
всех вещей. В качестве субстанции абсолютная идея
наделяется атрибутом всеобщности, по отношению к
которому все прочее есть конечная единичность.
Гегель разработал плодотворную идею о деятельной
природе субстанции. Деятельный характер абсолютной
идеи проистекает из существа этой субстанции: идея есть
единство субъекта и объекта, тождество бытия и
мышления. Собственное учение об идее Гегель
    2. Субъективный идеализм Фихте. Деятельность «Я»        Поэтому он усматривал высшую форму познания не в
как    начало    всего    сущего.    Диалектика    Фихте.   науке, а в искусстве.
Натурфилософия Шеллинга                                         3. Философия          Гегеля       –     завершение
    Если    Кант     относил   нравственный     идеал  к    немецкого классического идеализма. Тождество бытия и
потусторонней сущности, то Фихте (1762 - 1814) и Шеллинг    мышления – исходный пункт философии Гегеля. Учение
(1775 - 1854) считали, что он может воплотиться в жизнь,    Гегеля о логическом процессе. Основные черты диалектики
хотя и весьма отдаленном будущем. Фихте видел основную      Гегеля. Философия духа. Система и метод в философии
задачу своей философии в обосновании свободы и              Гегеля.
активности человека с позиций последовательного                 Гегель (1770 - 1831) назвал свою философию
субъективного идеализма. Деятельность абсолютного           «абсолютным идеализмом», а исходное понятие своей
субъекта «Я» он объявляет единственным источником всего     философии – «абсолютной идеей». Абсолютный идеализм
сущего. Здесь в идеалистической форме выражена идея о       философии Гегеля связан с его стремлением охватить весь
примате практической деятельности в процессе познания.      универсум, весь природный и духовный мир единым
На этой основе Фихте делает вывод о совпадении              понятием. Гегель, так же как и Фихте, критиковал
теоретического и практического начал в абсолютном           трансцендентальный идеализм Канта за допущение им
субъекте, деятельность которого в процессе преодоления      существования независимой от мышления вещи в себе. Для
природы «не Я» порождает весь мир и позволяет человеку      Гегеля неприемлем и субъективный идеализм Фихте, ибо у
осознавать самого себя и развивать свою активность и        него индивидуальное «Я» творит «не-Я», объективный
свободу, если он добровольно следует нравственным           мир. У Гегеля же надындивидуальное, сверх человеческое
законам.                                                    «Я» (бог, абсолютная идея) творит «не-Я», объективный
    В отличие от Фихте Шеллинг развивает систему            мир.
объективного идеализма. Природа в его философии                 В обыденном понимании «идея» есть известное
порождена     мировым      духом,    не    связанным    с   определяющее понятие, лежащее в основе теоретической
индивидуальным сознанием. На низших ступенях своего         системы, замысла, или главная мысль художественного,
развития природа выступает бессознательным проявлением      научного произведения, а у идеалиста Гегеля идея есть
единого первоначала. Она проходит ряд этапов: от            субстанция, которая составляет сущность и первооснову
неорганической     к    органической    и,   наконец,  к    всех вещей. В качестве субстанции абсолютная идея
возникновению сознания. Это развитие выступает как          наделяется атрибутом всеобщности, по отношению к
саморазвитие вследствие действия диалектических законов,    которому все прочее есть конечная единичность.
в частности противоречий. На первых ступенях преобладает       Гегель разработал плодотворную идею о деятельной
объективная сторона, а на стадии человеческой истории –     природе субстанции. Деятельный характер абсолютной
субъективная. Познать мировой процесс, по Шеллингу,         идеи проистекает из существа этой субстанции: идея есть
можно лишь посредством интеллектуальной интуиции как        единство субъекта и объекта, тождество бытия и
единства сознательной и бессознательной деятельности.       мышления. Собственное учение об идее Гегель

                                                       53   54