Философия. Афанасьева Л.А - 26 стр.

UptoLike

Рубрика: 

51 52
природы, поскольку последняя понимается не как «вещь в
себе», а как систематическая связь явлений.
Кант поставил проблему, решение которой необходимо
как для философии, так и для других наук (в особенности
для естествознания). Как возможно всеобщее и
необходимое знание, если оно не может быть почерпнута из
опыта? Теоретическое знание, по Канту, коренится в
особой, совершенно независимой от чувственного опыта
способности познания.
В противоположность онтологической позиции,
предшествующей эпохи философия Нового времени делает
упор на субъект, чем на объект, и отдает предпочтение
вопросу о характере познания, чем вопросу о характере
бытия. В философии Канта наиболее ярко проявилось это
привилегированное положение субъекта.
Исходным пунктом философии Канта является та
позиция, которую он занял в споре рационалистов и
эмпириков. Он осуществлял синтез двух противоположных
традиций: признал справедливость суждений эмпириков,
утверждающих об опытной природе нашего знания,
отклонил теорию рационалистов о «врожденных идеях», но
усмотрел в ней некоторый смысл. Вместо «врожденных
идей» Кант ввел понятие об «априорных формах созерцания
и рассудка». Именно они придают знанию характер
необходимости и всеобщности
Априорное знание имеет значение лишь в пределах
опыта, т. е. в отрыве от эмпирического, от мира явлений
лишено содержания. В этом смысле оно составляет не
содержание, а только форму знания. Сущность
теоретического знания сводится Кантом к синтезу
чувственных данных при помощи априорных категорий, не
имеющих якобы никакого отношения к объективной
действительности.
Кант называет априорные формы созерцания и
мышления трансцендентными, противопоставляя
трансцендентальному. Трансцендентное значит
сверхопытное, недоступное опыту, потустороннее;
трансцендентальным же Кант называет доопытное
(предшествующее опыту, а не возвышающееся над ним),
но применяющееся к опыту и, более того, делающее
возможным опыт как систематическое эмпирическое
знание.
Во времена Канта в естествознании господствовала
ньютоновская концепция пространства и времени, которые
рассматривались как не связанные с вещами,
предшествующие природе. Кант же трактует время и
пространство не как пустые формы, а как неразрывно
связанные с явлениями. Однако как сами явления, так и
пространство и время истолковываются им
субъективистки. Явления рассматриваются как ощущения,
вызванные непознаваемой объективной реальностью
вещью в себе»), а пространство и времякак формы
существования этих субъективистски понимаемых
явлений, как формы чувственного восприятия, не имеющие
никакого отношения к объективной реальности.
Кант высоко оценивал роль науки и силу разума.
Философия, согласно Канту, должна определить цели
человеческого разума: поиск истины и высших
нравственных ценностей. Отсюда его понимание
морального закона – «категорического императива» как
требование видеть в человеке самоцель, а не средство.
Следует обратить внимание на уяснение того, каким, по
Канту, надо быть, «чтобы быть человеком», как ответить на
его знаменитые вопросы: «Что я могу знать? Что я должен
делать? На что я могу надеяться
природы, поскольку последняя понимается не как «вещь в         Кант называет априорные формы созерцания и
себе», а как систематическая связь явлений.                мышления        трансцендентными,       противопоставляя
    Кант поставил проблему, решение которой необходимо     трансцендентальному.         Трансцендентное       значит
как для философии, так и для других наук (в особенности    сверхопытное,     недоступное    опыту,   потустороннее;
для естествознания). Как возможно всеобщее и               трансцендентальным       же Кант называет доопытное
необходимое знание, если оно не может быть почерпнута из   (предшествующее опыту, а не возвышающееся над ним),
опыта? Теоретическое знание, по Канту, коренится в         но применяющееся к опыту и, более того, делающее
особой, совершенно независимой от чувственного опыта       возможным опыт как систематическое эмпирическое
способности познания.                                      знание.
    В противоположность онтологической позиции,                Во времена Канта в естествознании господствовала
предшествующей эпохи философия Нового времени делает       ньютоновская концепция пространства и времени, которые
упор на субъект, чем на объект, и отдает предпочтение      рассматривались     как    не   связанные    с   вещами,
вопросу о характере познания, чем вопросу о характере      предшествующие природе. Кант же трактует время и
бытия. В философии Канта наиболее ярко проявилось это      пространство не как пустые формы, а как неразрывно
привилегированное положение субъекта.                      связанные с явлениями. Однако как сами явления, так и
    Исходным пунктом философии Канта является та           пространство      и     время     истолковываются      им
позиция, которую он занял в споре рационалистов и          субъективистки. Явления рассматриваются как ощущения,
эмпириков. Он осуществлял синтез двух противоположных      вызванные непознаваемой объективной реальностью
традиций: признал справедливость суждений эмпириков,       («вещью в себе»), а пространство и время – как формы
утверждающих об опытной природе нашего знания,             существования     этих    субъективистски    понимаемых
отклонил теорию рационалистов о «врожденных идеях», но     явлений, как формы чувственного восприятия, не имеющие
усмотрел в ней некоторый смысл. Вместо «врожденных         никакого отношения к объективной реальности.
идей» Кант ввел понятие об «априорных формах созерцания        Кант высоко оценивал роль науки и силу разума.
и рассудка». Именно они придают знанию характер            Философия, согласно Канту, должна определить цели
необходимости и всеобщности                                человеческого разума: поиск истины и высших
    Априорное знание имеет значение лишь в пределах        нравственных ценностей. Отсюда его понимание
опыта, т. е. в отрыве от эмпирического, от мира явлений    морального закона – «категорического императива» как
лишено содержания. В этом смысле оно составляет не         требование видеть в человеке самоцель, а не средство.
содержание, а только форму знания. Сущность                Следует обратить внимание на уяснение того, каким, по
теоретического знания сводится Кантом к синтезу            Канту, надо быть, «чтобы быть человеком», как ответить на
чувственных данных при помощи априорных категорий, не      его знаменитые вопросы: «Что я могу знать? Что я должен
имеющих якобы никакого отношения к объективной             делать? На что я могу надеяться?»
действительности.


                                                      51   52