Философия. Афанасьева Л.А - 32 стр.

UptoLike

Рубрика: 

63 64
2.4. Прагматизм.
3. Традиция иррационализма в философии XIX –
начала XX в.:
3.1. Волюнтаризм А. Шопенгауэра.
3.2. Философия жизни Ф. Ницше.
3.3. Герменевтика.
3.4. Предэкзистенциализм С. Кьеркегора.
Основные понятия
1. Неклассическая философия условное название
послегегелевского этапа развития западноевропейской
философии XIX начала XX в.
2. Сциентизм представление об исключительной роли
науки в решении проблем общества, считающее науку
главным фактором социального и культурного процесса.
3. Эвдемонизмметодологический принцип этики,
признающий основой морали и критерием нравственности
стремление человека к счастью.
4. Отчуждениесоциальный процесс,
характеризующийся превращением деятельности человека и
ее результатов в самостоятельную силу, подчас
господствующую над ним и враждебную ему.
5. Верификация (подтверждение) – установление
достоверности высказываний опытным путем.
6. Иррационализм течение в философии,
противоположное рационализму, утверждающее алогичный,
иррациональный характер бытия и ограничивающее или
отрицающее возможности разума в процессе познания.
7. Эссенциализм другое наименование классической
философии, или философский принцип, связанный с
ориентацией на поиск сущности, объективируемой в таких
понятиях, как бытие, субстанция, бог, душа и т.п.
8. Экзистенцияспецифический способ бытия
человека в мире, характеризующийся через такие
необъективируемые понятия, как конечность, смертность,
забота, страх, тоска.
Краткое содержание
1. Ситуация, складывающаяся в европейской
философии середины XIX – начала ХХ в., характеризуется
двумя обстоятельствами.
Во-первых, на доминирующие позиции в культуре
выдвигается наука. Это время второй научной революции,
результатом которой стала профессионализация научной
деятельности. Наука становится единицей в общественном
разделении труда, социальным институтом. Оформляется
ее предметная организация. Наука начинает замыкаться на
производство, превращаться, по выражению К. Маркса, в
«непосредственную производительную силу». Научное
знание вычленяется из ранее общего для него контекста с
философией.
Во-вторых, происходит структурная модернизация
западноевропейского общества. Под модернизацией
понимается трансформация экономической, политической,
социальной систем общества в результате повышения роли
и значения науки и техники. В экономике модернизация
связана с распространением машинного, массового
производства (фордизм), ростом производительности
труда. В политике продолжается процесс образования
национальных государств и становления либеральных,
демократических институтов. В социальной сфере
происходит трансформация традиционных социальных
связей (сословных, семейных), возрастает автономия
личности.
Классическое философствование характеризуется
построением метафизических системцелостных учений,
       2.4. Прагматизм.                                       человека в мире, характеризующийся через такие
    3. Традиция иррационализма в философии XIX –              необъективируемые понятия, как конечность, смертность,
начала XX в.:                                                 забота, страх, тоска.
       3.1. Волюнтаризм А. Шопенгауэра.
       3.2. Философия жизни Ф. Ницше.                                              Краткое содержание
       3.3. Герменевтика.
       3.4. Предэкзистенциализм С. Кьеркегора.                    1. Ситуация, складывающаяся в европейской
                                                              философии середины XIX – начала ХХ в., характеризуется
                    Основные понятия                          двумя обстоятельствами.
                                                                  Во-первых, на доминирующие позиции в культуре
    1. Неклассическая философия – условное название           выдвигается наука. Это время второй научной революции,
послегегелевского этапа развития западноевропейской           результатом которой стала профессионализация научной
философии XIX – начала XX в.                                  деятельности. Наука становится единицей в общественном
    2. Сциентизм – представление об исключительной роли       разделении труда, социальным институтом. Оформляется
науки в решении проблем общества, считающее науку             ее предметная организация. Наука начинает замыкаться на
главным фактором социального и культурного процесса.          производство, превращаться, по выражению К. Маркса, в
    3. Эвдемонизм – методологический принцип этики,           «непосредственную производительную силу». Научное
признающий основой морали и критерием нравственности          знание вычленяется из ранее общего для него контекста с
стремление человека к счастью.                                философией.
    4. Отчуждение         –      социальный        процесс,       Во-вторых, происходит структурная модернизация
характеризующийся превращением деятельности человека и        западноевропейского общества. Под модернизацией
ее результатов в самостоятельную силу, подчас                 понимается трансформация экономической, политической,
господствующую над ним и враждебную ему.                      социальной систем общества в результате повышения роли
    5. Верификация (подтверждение) – установление             и значения науки и техники. В экономике модернизация
достоверности высказываний опытным путем.                     связана с распространением машинного, массового
    6. Иррационализм      –    течение    в     философии,    производства (фордизм), ростом производительности
противоположное рационализму, утверждающее алогичный,         труда. В политике продолжается процесс образования
иррациональный характер бытия и ограничивающее или            национальных государств и становления либеральных,
отрицающее возможности разума в процессе познания.            демократических институтов. В социальной сфере
    7. Эссенциализм – другое наименование классической        происходит трансформация традиционных социальных
философии, или философский принцип, связанный с               связей (сословных, семейных), возрастает автономия
ориентацией на поиск сущности, объективируемой в таких        личности.
понятиях, как бытие, субстанция, бог, душа и т.п.                 Классическое    философствование     характеризуется
    8. Экзистенция – специфический способ бытия               построением метафизических систем – целостных учений,

                                                        63    64