ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
65 66
пытающихся рассмотреть мир в единстве всех форм бытия.
Это единство философы усматривали в существовании
единого, либо единственного умозрительного,
сверхчувственного основания бытия - сущности (эссенция),
нашедшей выражение в таких понятиях, как бытие,
субстанция, Бог, душа и др. Другой важной
характеристикой классической философии является
рационализм – принцип познаваемости мира
(гносеологический аспект), или соответствия структуры
мира структуре человеческого мышления (онтологический
аспект). Постклассическая философия связана с
радикальным изменением содержания основных понятий и
проблем классической философии, стиля и манеры
философского рассуждения. Здесь впервые произошел отказ
от метафизики – основы и специфики всей классической
философии и философского стиля мышления. В центр
философских размышлений выходит тема человека,
специфики его бытия в мире (а не только его мыслительная
способность). Усилилось влияние иррационалистической
традиции.
2.1. Антропологический поворот, характерный для
постклассической философии, совершил Людвиг Фейербах
(1804 - 1872). Философия истолковывается им как наука о
человеке – антропология. Философию Л. Фейербаха
коротко можно охарактеризовать как «антропологический
материализм». Он считал, что из учения о конкретном
человеке можно вывести все основные законы и категории
философии, не прибегая к понятиям духа, субстанции, Бога
и т. д. «Бог, - писал Фейербах, – есть стремление человека к
счастью, нашедшее свое удовлетворение в фантазии». Весь
понятийный аппарат идеалистической философии – не
самостоятельные сущности, а обособленные от человека и
представленные в виде самостоятельных сущностей
продукты человеческой психики. Мировоззренческим
основанием науки является материализм. Отсюда берет
начало ориентация Фейербаха на познавательный опыт
науки.
2.2. Под влиянием философии Фейербаха сменил свою
позицию на материалистическую и затем создал
собственную философию диалектического материализма
бывший младогегельянец К. Маркс (1818 - 1883).
Совместно с Ф.Энгельсом (1820 - 1895) он разрабатывает
учение, которое получило название марксизм.
Диалектический материализм сочетает принцип
первичности материального над духовным и идею
развития. Перенесение принципа материализма на
понимание и объяснение функционирования, развития
общества привело к созданию исторического
материализма, суть которого в признании первичности,
«базисности» производственной, экономической сферы по
отношению к другим сферам общества – политике,
культуре. Принципиальная новизна социальной
философии марксизма – человек не просто существует в
природе, а практически ее преобразовывает, изменяясь в
этом процессе и сам. Труд, практика первичны и исходны
по отношению к духовному миру, культуре. Критика
капитализма развернута Марксом в учении об отчуждении
(«Экономическо-философские рукописи» 1844 г. и др.).
Отчуждение при капитализме носит массовый характер:
человек отчужден от результатов своего труда, от самого
себя как человека, от природы и культуры. Социальный
порядок более отчужден и подавляет человека, чем
интенсивнее он трудится. Вывод из этого – преодолеть
отчуждение можно только посредством уничтожения
частной собственности. Средством же уничтожения
частной собственности и возвращения человеку подлинной
сущности, по Марксу, является революция.
2.3. Позитивистская философи. Основоположником
пытающихся рассмотреть мир в единстве всех форм бытия. основанием науки является материализм. Отсюда берет Это единство философы усматривали в существовании начало ориентация Фейербаха на познавательный опыт единого, либо единственного умозрительного, науки. сверхчувственного основания бытия - сущности (эссенция), 2.2. Под влиянием философии Фейербаха сменил свою нашедшей выражение в таких понятиях, как бытие, позицию на материалистическую и затем создал субстанция, Бог, душа и др. Другой важной собственную философию диалектического материализма характеристикой классической философии является бывший младогегельянец К. Маркс (1818 - 1883). рационализм – принцип познаваемости мира Совместно с Ф.Энгельсом (1820 - 1895) он разрабатывает (гносеологический аспект), или соответствия структуры учение, которое получило название марксизм. мира структуре человеческого мышления (онтологический Диалектический материализм сочетает принцип аспект). Постклассическая философия связана с первичности материального над духовным и идею радикальным изменением содержания основных понятий и развития. Перенесение принципа материализма на проблем классической философии, стиля и манеры понимание и объяснение функционирования, развития философского рассуждения. Здесь впервые произошел отказ общества привело к созданию исторического от метафизики – основы и специфики всей классической материализма, суть которого в признании первичности, философии и философского стиля мышления. В центр «базисности» производственной, экономической сферы по философских размышлений выходит тема человека, отношению к другим сферам общества – политике, специфики его бытия в мире (а не только его мыслительная культуре. Принципиальная новизна социальной способность). Усилилось влияние иррационалистической философии марксизма – человек не просто существует в традиции. природе, а практически ее преобразовывает, изменяясь в 2.1. Антропологический поворот, характерный для этом процессе и сам. Труд, практика первичны и исходны постклассической философии, совершил Людвиг Фейербах по отношению к духовному миру, культуре. Критика (1804 - 1872). Философия истолковывается им как наука о капитализма развернута Марксом в учении об отчуждении человеке – антропология. Философию Л. Фейербаха («Экономическо-философские рукописи» 1844 г. и др.). коротко можно охарактеризовать как «антропологический Отчуждение при капитализме носит массовый характер: материализм». Он считал, что из учения о конкретном человек отчужден от результатов своего труда, от самого человеке можно вывести все основные законы и категории себя как человека, от природы и культуры. Социальный философии, не прибегая к понятиям духа, субстанции, Бога порядок более отчужден и подавляет человека, чем и т. д. «Бог, - писал Фейербах, – есть стремление человека к интенсивнее он трудится. Вывод из этого – преодолеть счастью, нашедшее свое удовлетворение в фантазии». Весь отчуждение можно только посредством уничтожения понятийный аппарат идеалистической философии – не частной собственности. Средством же уничтожения самостоятельные сущности, а обособленные от человека и частной собственности и возвращения человеку подлинной представленные в виде самостоятельных сущностей сущности, по Марксу, является революция. продукты человеческой психики. Мировоззренческим 2.3. Позитивистская философи. Основоположником 65 66
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- …
- следующая ›
- последняя »