Философия. Афанасьева Л.А - 35 стр.

UptoLike

Рубрика: 

69 70
избавиться от которых невозможно. Таким образом, бытие
человека в мире обречено на страдания. Так Шопенгауэр
приходит к центральной идее своей этики, повторяющей,
как можно видеть, первую из четырех «благородных истин»
Будды. В целом этика Шопенгауэра, основанием для
которой и служит его онтология, воспроизводит главные
мотивы индийской философии: смирение, сострадание,
мироотречение. В философии А. Шопенгауэра соединились
две разные традиции: немецкая классическая философия И.
Канта (онтология) и философия буддизма (этика). В
философии Шопенгауэра происходит традиционная для
метафизики объективация структуры человеческой
психики. Разум наделяется второстепенной, служебной по
отношению к ней функцией. Познание по своей сути
предназначено для служения воле.
3.2. Дальнейшее развитие традиция иррационализма
получила в «философии жизни» Фридриха Ницше (1844 -
1900), испытавшего влияние идей А. Шопенгауэра. Если в
бытийной модели Шопенгауэра еще сохраняется разумное
начало, правда, во «вспомогательной» функции, то у Ницше
оно полностью исключается. Фундаментальной категорией
ницшеанства выступает не бытие, а понятие жизни.
Основной признак жизни изменение, становление, а ее
движущее начало воля к власти, проявляющееся во всем
становящемся. Действием воли к власти объясняется
упорядоченность мира, образующая «иерархию царств»,
причем человек вовсе не занимает ее высшую ступень, он
не венец творения. Человек, по Ницше, это «больная
обезьяна». Тезис Ницше: витальное, природное, животное
начало в человеке, будучи подчинено социальной,
культурной форме, оскудевает, вырождается и гибнет.
Отсюда вытекает критика культуры, нашедшая выражение в
учении о «переоценке всех ценностей». Культура,
основанная на христианской системе ценностей,
представлениях о добре и зле, репрессивна по отношении к
жизни, витальности и ведет к ее деградации. Подлинное,
аутентичное бытие находится «по ту сторону добра и зла».
Но существовать в этом подлинном бытии достойны
отнюдь не все, а только «сверхчеловек» существо,
нравственность которого не нуждается в обосновании
существованием Бога и религии (страхом перед
наказанием), т. е. тот, кто способен встать по ту сторону
добра и зла. Отсюда апофеоз философии Ф. Ницше: «Бог
умер: и мы хотим пусть живет сверхчеловек
3.3. Фридрих Шлейермахер (1768 - 1834), Вильгельм
Дильтей (1833 - 1911) в рамках философии жизни
осуществили систематическую разработку герменевтики
как философского метода. Жизнь заключается во
взаимодействии личностей. Противопоставляя
материальную природу и дух, они разделили систему наук
на науки о природе и науки о духе. Основанием деления
стал метод исследования. В отличие от позитивистов,
которые видели свою главную задачу в построении
позитивной науки и пытались перенести методы
естественных наук на область гуманитарных, Дильтей
противопоставляет их, полагая, что природу мы объясняем,
а духовную жизнь понимаем. Объяснение предполагает
подведение частных случаев под общее правило (закон),
описание причинно-следственных связей, понимание же
есть описание индивидуальных объектов.
3.4. Общий поворот европейского духа за границы
рациональности нашел выражение и в творчестве датского
философа Серена Кьеркегора (1813 - 1855), философию
которого называют предтечей экзистенциализма XX в. Но,
в отличие от Шопенгауэра и Ницше, вектор
философствования Кьеркегора обращен не к жизненной
витальности, а к формам человеческой духовности, вере и
ценностному сознанию, опосредующему мир свободы.
избавиться от которых невозможно. Таким образом, бытие      представлениях о добре и зле, репрессивна по отношении к
человека в мире обречено на страдания. Так Шопенгауэр       жизни, витальности и ведет к ее деградации. Подлинное,
приходит к центральной идее своей этики, повторяющей,       аутентичное бытие находится «по ту сторону добра и зла».
как можно видеть, первую из четырех «благородных истин»     Но существовать в этом подлинном бытии достойны
Будды. В целом этика Шопенгауэра, основанием для            отнюдь не все, а только «сверхчеловек» – существо,
которой и служит его онтология, воспроизводит главные       нравственность которого не нуждается в обосновании
мотивы индийской философии: смирение, сострадание,          существованием Бога и религии (страхом перед
мироотречение. В философии А. Шопенгауэра соединились       наказанием), т. е. тот, кто способен встать по ту сторону
две разные традиции: немецкая классическая философия И.     добра и зла. Отсюда апофеоз философии Ф. Ницше: «Бог
Канта (онтология) и философия буддизма (этика). В           умер: и мы хотим – пусть живет сверхчеловек!»
философии Шопенгауэра происходит традиционная для               3.3. Фридрих Шлейермахер (1768 - 1834), Вильгельм
метафизики     объективация     структуры    человеческой   Дильтей (1833 - 1911) в рамках философии жизни
психики. Разум наделяется второстепенной, служебной по      осуществили систематическую разработку герменевтики
отношению к ней функцией. Познание по своей сути            как философского метода. Жизнь заключается во
предназначено для служения воле.                            взаимодействии          личностей.      Противопоставляя
    3.2. Дальнейшее развитие традиция иррационализма        материальную природу и дух, они разделили систему наук
получила в «философии жизни» Фридриха Ницше (1844 -         на науки о природе и науки о духе. Основанием деления
1900), испытавшего влияние идей А. Шопенгауэра. Если в      стал метод исследования. В отличие от позитивистов,
бытийной модели Шопенгауэра еще сохраняется разумное        которые видели свою главную задачу в построении
начало, правда, во «вспомогательной» функции, то у Ницше    позитивной науки и пытались перенести методы
оно полностью исключается. Фундаментальной категорией       естественных наук на область гуманитарных, Дильтей
ницшеанства выступает не бытие, а понятие жизни.            противопоставляет их, полагая, что природу мы объясняем,
Основной признак жизни – изменение, становление, а ее       а духовную жизнь понимаем. Объяснение предполагает
движущее начало – воля к власти, проявляющееся во всем      подведение частных случаев под общее правило (закон),
становящемся. Действием воли к власти объясняется           описание причинно-следственных связей, понимание же
упорядоченность мира, образующая «иерархию царств»,         есть описание индивидуальных объектов.
причем человек вовсе не занимает ее высшую ступень, он          3.4. Общий поворот европейского духа за границы
не венец творения. Человек, по Ницше, – это «больная        рациональности нашел выражение и в творчестве датского
обезьяна». Тезис Ницше: витальное, природное, животное      философа Серена Кьеркегора (1813 - 1855), философию
начало в человеке, будучи подчинено социальной,             которого называют предтечей экзистенциализма XX в. Но,
культурной форме, оскудевает, вырождается и гибнет.         в отличие от Шопенгауэра и Ницше, вектор
Отсюда вытекает критика культуры, нашедшая выражение в      философствования Кьеркегора обращен не к жизненной
учении о «переоценке всех ценностей». Культура,             витальности, а к формам человеческой духовности, вере и
основанная    на     христианской    системе   ценностей,   ценностному сознанию, опосредующему мир свободы.

                                                       69   70