ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
71 72
Вера, по Кьеркегору представляет собой абсолютную
противоположность разуму. Разум – злейший враг веры и
религии. Основным вопросом философии Кьеркегора
становится вопрос о смысле жизни, поиск которого
понимается им и как проблема индивидуального спасения.
Отсюда характерная для его философии тема борьбы
против рационалистической философской традиции, прежде
всего гегелевской. Рационалистическая философия была
эссенциализмом – учением об отвлеченных сущностях,
постигаемых в общих понятиях. При этом не оставалось
места индивиду, индивидуальному бытию. В
действительности же существуют не общие понятия, а
единичные и индивидуальные объекты и явления. Поэтому
не сущность (эссенция), а существование (экзистенция)
должно стать подлинным предметом философствования.
Экзистенция дана не в мышлении, не в суждении, а в самой
жизни, в чувстве, переживании. Экзистенция открывается в
потоке жизни, в которую вовлечен человек, сталкиваясь с ее
проблемами. Подобная встреча происходит в критические
моменты жизни, в ситуации смысложизненного выбора,
представляемой Кьеркегором выражением «или – или».
Способность к свободному выбору и принятию
ответственности за него есть отличительная черта человека
как человека, как личности.
Вопросы для СРС
1. Почему Л. Фейербах называл свою философию
антропологией?
2. В чем выразился эвдемонизм этики Л. Фейербаха?
3. Каков основной недостаток предшествующей формы
материализма по К. Марксу?
4. Сформулируйте различия в трактовке диалектики и
ее законов в философии Гегеля и в диалектическом
материализме.
5. Что означает принцип первичности общественного
бытия по отношению к общественному сознанию (Маркс)?
Какие следствия из него вытекают?
6. Как позиционирует позитивизм собственное
отличие по отношению к предшествующей философии?
Каковы функции философии?
7. К каким направлениям в онтологии и гносеологии
можно отнести философию позитивизма?
8. Как понимать тезис Ф. Ницше: «Бог умер!»
9. Какова мораль концепции сверхчеловека Ницше?
10. Можно ли назвать учения Шопенгауэра и Ницше
метафизическими и почему?
11. Как и почему Дильтей разделил науки?
12. В чем отличие иррационализма Шопенгауэра и
Ницше от иррационализма Дильтея и Кьеркегора?
13. Можно ли назвать учение Кьеркегора
метафизическим иррационализмом и почему?
14. В чем экзистенциализм видит основное проявление
человеческой сущности?
План семинарского занятия
1. Материализм Л. Фейербаха и К. Маркса.
Антропология Л. Фейербаха. Социальная философия К.
Маркса: исторический материализм, учение об
общественно – экономических формациях.
2. Онтология и гносеология философии позитивизма и
прагматизма. Теория «сомнения – веры» как основа
прагматической гносеологии. Волюнтаристическая
гносеология понимания «опыта» и роли воли в познании.
Концепция истины.
3. Метафизическая онтология Шопенгауэра и Ницше:
понятие воли как метафизической сущности и субстанции
мира в философии А. Шопенгауэра, понимание «жизни»
Вера, по Кьеркегору представляет собой абсолютную материализме. противоположность разуму. Разум – злейший враг веры и 5. Что означает принцип первичности общественного религии. Основным вопросом философии Кьеркегора бытия по отношению к общественному сознанию (Маркс)? становится вопрос о смысле жизни, поиск которого Какие следствия из него вытекают? понимается им и как проблема индивидуального спасения. 6. Как позиционирует позитивизм собственное Отсюда характерная для его философии тема борьбы отличие по отношению к предшествующей философии? против рационалистической философской традиции, прежде Каковы функции философии? всего гегелевской. Рационалистическая философия была 7. К каким направлениям в онтологии и гносеологии эссенциализмом – учением об отвлеченных сущностях, можно отнести философию позитивизма? постигаемых в общих понятиях. При этом не оставалось 8. Как понимать тезис Ф. Ницше: «Бог умер!» места индивиду, индивидуальному бытию. В 9. Какова мораль концепции сверхчеловека Ницше? действительности же существуют не общие понятия, а 10. Можно ли назвать учения Шопенгауэра и Ницше единичные и индивидуальные объекты и явления. Поэтому метафизическими и почему? не сущность (эссенция), а существование (экзистенция) 11. Как и почему Дильтей разделил науки? должно стать подлинным предметом философствования. 12. В чем отличие иррационализма Шопенгауэра и Экзистенция дана не в мышлении, не в суждении, а в самой Ницше от иррационализма Дильтея и Кьеркегора? жизни, в чувстве, переживании. Экзистенция открывается в 13. Можно ли назвать учение Кьеркегора потоке жизни, в которую вовлечен человек, сталкиваясь с ее метафизическим иррационализмом и почему? проблемами. Подобная встреча происходит в критические 14. В чем экзистенциализм видит основное проявление моменты жизни, в ситуации смысложизненного выбора, человеческой сущности? представляемой Кьеркегором выражением «или – или». План семинарского занятия Способность к свободному выбору и принятию ответственности за него есть отличительная черта человека 1. Материализм Л. Фейербаха и К. Маркса. как человека, как личности. Антропология Л. Фейербаха. Социальная философия К. Маркса: исторический материализм, учение об Вопросы для СРС общественно – экономических формациях. 2. Онтология и гносеология философии позитивизма и 1. Почему Л. Фейербах называл свою философию прагматизма. Теория «сомнения – веры» как основа антропологией? прагматической гносеологии. Волюнтаристическая 2. В чем выразился эвдемонизм этики Л. Фейербаха? гносеология понимания «опыта» и роли воли в познании. 3. Каков основной недостаток предшествующей формы Концепция истины. материализма по К. Марксу? 3. Метафизическая онтология Шопенгауэра и Ницше: 4. Сформулируйте различия в трактовке диалектики и понятие воли как метафизической сущности и субстанции ее законов в философии Гегеля и в диалектическом мира в философии А. Шопенгауэра, понимание «жизни» 71 72
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- …
- следующая ›
- последняя »