Философия. Афанасьева Л.А - 58 стр.

UptoLike

Рубрика: 

115 116
для жилья. Наиболее крупными завоеваниями этого
периода, подготовившими переход к следующему этапу,
были овладение огнем и отбор некоторых наиболее ценных
для человека видов растений и животных.
Второй этап, допромышленный (доиндустриальный),
характеризуется экстенсивным ростом и медленным
совершенствованием земледелия, развитием ремесла,
возникновением и первоначальным развитием городов и
средств сообщения (гужевой транспорт). Конец этого
периода характеризуется значительным развитием простого
товарного производства, возникновением мануфактуры. В
качестве источника энергии выступают мускульная сила
животных и человека, энергия ветра и воды.
На третьем постиндустриальном (информационном)
этапе происходит коренной перелом в природопользовании.
В области энергетики этот этап начался как век пара, за ним
последовали век электричества и век ядерной энергетики. В
хозяйственный оборот вовлекается огромное число
минеральных, органических и иных ресурсов, колоссально
возрастает потребление энергии, воды, кислорода.
Интенсивно развивается сельское хозяйство, резко
возрастает число городов, возникают и усиленно
развиваются новые средства сообщения и связи, человек
выходит в космос. При этом человек шаг за шагом
помещает между собой и природой сначала
преобразованное с помощью собственной энергии вещество
(орудия труда), затем преобразованную с помощью орудий
труда и накопленных знаний энергию (паровые машины,
электроустановки и т.д.).
На современном этапе взаимодействия природы и
общества возникает новое звено между человеком и
обществоминформация, преобразованная с помощью
электронно-вычислительных машин. С первым звеном
(применение орудий труда) связан скачок человека из мира
животных в социальный мир, со вторым (применение
энергетических установок) – скачок в индустриальное
общество, с третьим звеном (применение информационных
технологий) – в постиндустриальное (информационное)
общество.
По мере развития производительных сил и усложнения
производственных отношений усиливалось антропогенное
влияние на природу, оно становилось систематическим и
повсеместным. Однако, если до конца Х1Х в. природа в
ходе естественных процессов саморегуляции справлялась в
той или иной степени с отрицательными техногенными
воздействиями, то в ХХ в. увеличение мощи технической
деятельности человека сделало возможности
самовосстановления природной среды недостаточными.
Антропогенное влияние на природу приблизилось к
катастрофическому уровню. Причиной глобального
экологического кризиса является не только конфликт
между всевозрастающими потребностями человека и
возможностями их удовлетворения, с одной стороны, и
ограниченными возможностями самой природыс другой.
В основе хищнического отношения к природе лежат
соответствующие ценностные ориентации,
мировоззренческие установки.
Природа по-разному воспринималась людьми в
истории культуры, иногда как нечто уступающее культуре
или превосходящее ее. Преодолевая эти крайние позиции
восприятия природы, выдвигались и другие взгляды не нее:
в христианстве, например, как книга, восславляющая
мудрость творца или в новое времякак мастерская и
человек в ней работник. Все эти позиции исходили из того
факта, что человек, человеческое общество и культура
одновременно и противостоят природе и включены в нее.
Каждое истолкование природы, возникающее в истории,
для жилья. Наиболее крупными завоеваниями этого               животных в социальный мир, со вторым (применение
периода, подготовившими переход к следующему этапу,           энергетических установок) – скачок в индустриальное
были овладение огнем и отбор некоторых наиболее ценных        общество, с третьим звеном (применение информационных
для человека видов растений и животных.                       технологий) – в постиндустриальное (информационное)
    Второй этап, допромышленный (доиндустриальный),           общество.
характеризуется экстенсивным ростом и медленным                   По мере развития производительных сил и усложнения
совершенствованием земледелия, развитием ремесла,             производственных отношений усиливалось антропогенное
возникновением и первоначальным развитием городов и           влияние на природу, оно становилось систематическим и
средств сообщения (гужевой транспорт). Конец этого            повсеместным. Однако, если до конца Х1Х в. природа в
периода характеризуется значительным развитием простого       ходе естественных процессов саморегуляции справлялась в
товарного производства, возникновением мануфактуры. В         той или иной степени с отрицательными техногенными
качестве источника энергии выступают мускульная сила          воздействиями, то в ХХ в. увеличение мощи технической
животных и человека, энергия ветра и воды.                    деятельности      человека      сделало     возможности
    На третьем постиндустриальном (информационном)            самовосстановления природной среды недостаточными.
этапе происходит коренной перелом в природопользовании.       Антропогенное влияние на природу приблизилось к
В области энергетики этот этап начался как век пара, за ним   катастрофическому уровню.         Причиной глобального
последовали век электричества и век ядерной энергетики. В     экологического кризиса является не только конфликт
хозяйственный оборот вовлекается огромное число               между всевозрастающими потребностями человека и
минеральных, органических и иных ресурсов, колоссально        возможностями их удовлетворения, с одной стороны, и
возрастает потребление энергии, воды, кислорода.              ограниченными возможностями самой природы – с другой.
Интенсивно развивается сельское хозяйство, резко              В основе хищнического отношения к природе лежат
возрастает число городов, возникают и усиленно                соответствующие          ценностные          ориентации,
развиваются новые средства сообщения и связи, человек         мировоззренческие установки.
выходит в космос. При этом человек шаг за шагом                   Природа по-разному воспринималась людьми в
помещает     между      собой    и    природой     сначала    истории культуры, иногда как нечто уступающее культуре
преобразованное с помощью собственной энергии вещество        или превосходящее ее. Преодолевая эти крайние позиции
(орудия труда), затем преобразованную с помощью орудий        восприятия природы, выдвигались и другие взгляды не нее:
труда и накопленных знаний энергию (паровые машины,           в христианстве, например, как книга, восславляющая
электроустановки и т.д.).                                     мудрость творца или в новое время – как мастерская и
    На современном этапе взаимодействия природы и             человек в ней работник. Все эти позиции исходили из того
общества возникает новое звено между человеком и              факта, что человек, человеческое общество и культура
обществом – информация, преобразованная с помощью             одновременно и противостоят природе и включены в нее.
электронно-вычислительных машин.        С первым звеном       Каждое истолкование природы, возникающее в истории,
(применение орудий труда) связан скачок человека из мира

                                                        115   116