Философия. Афанасьева Л.А - 66 стр.

UptoLike

Рубрика: 

131 132
Мышлениецеленаправленное обобщенное отражение
в мозгу человека существенных сторон, свойств и
отношений действительности. Выделяют два уровня
мышления: рассудок и разум. Рассудокздравый смысл,
способность четко, ясно, последовательно строить мысли,
систематизировать факты. Разумвысший
уровень мышления, творческое оперирование
абстракциями, дающее возможность постичь сущность
вещи, закона, противоречия.
Исходным пунктом и начальной формой познания
является чувственное познание, для которого характерны
наглядность, непосредственная связь с предметом.
Формами чувственного познания являются ощущение,
восприятие и представление. Другой неотъемлемой частью
процесса познания является рациональное познание,
осуществляемое в форме понятия, суждения и
умозаключения. На этом уровне формируются идеи,
принципы, законы, строятся теории. Чувственное и
рациональное познания тесно связаны и образуют единство.
Чувственное познание отражает лишь внешние стороны
предмета, оно не может расчленять, обобщать, выявлять
закономерности. Поэтому оно должно дополняться
рациональным познанием. Рациональное познание
приникает во внутреннюю суть вещей, помогает создать
целостную картину мира. Оно может давать новое знание,
которое непосредственно не содержится в чувственном
познании. Рациональное познание влияет на структуру и
содержание чувственного познания, но при этом черпает из
него исходный материал.
Сущность познания заключается в том, чтобы
отражение мира, знание, было адекватным реальному
положению дел. В соответствии с классической концепцией
, истинаэто знание, которое соответствует (адекватно)
изучаемому объекту. Понятие «истина» характеризует
наши знания, фиксирует их совпадение с
действительностью.
Истина противостоит заблуждениюзнанию, не
соответствующему своему предмету, реальности. Вопрос о
том, как отличить истину от заблужденияэто вопрос о
критериях истины. В истории философии выдвигались
различные критерии: общезначимость, прагматизм, ясность
мысли, авторитетность и др. Можно выделить три
основные концепции истины:
1) корреспондентная, в которой критерием истины
является соответствие теории экспериментальным данным;
2) когерентная, в соответствии с которой знание
истинно, если оно получено по определенным логическим
правилам из ранее признанных истинными утверждениями;
3) прагматическая, предлагающая истинность знаний
проверять успехом в соответствующей деятельности.
Главный показатель истинности знаний в этом случае
заключается в их способности быть полезными для
достижения той или иной цели.
Исследования, предпринимаемые учеными и
методологами, приводят к утверждению о невозможности
отыскать и провозгласить один-единственный критерий
истинности знаний. На современном этапе важнейшим
критерием истины является практика. Также большая роль
в научном познании отводится формально-логическому
критерию (в его объем входит логическая
непротиворечивость, полнота и независимость), простоте и
эстетической организованности, прагматическому
критерию и когерентности.
Человек постигает окружающий мир различными
способами. Получаемые знания в ходе исторического
развития практики и самого познания все более
дифференцируются и воплощаются в разных формах.
    Мышление – целенаправленное обобщенное отражение       изучаемому объекту. Понятие «истина» характеризует
в мозгу человека существенных сторон, свойств и            наши      знания,    фиксирует     их    совпадение    с
отношений действительности. Выделяют два уровня            действительностью.
мышления: рассудок и разум. Рассудок – здравый смысл,          Истина противостоит заблуждению – знанию, не
способность четко, ясно, последовательно строить мысли,    соответствующему своему предмету, реальности. Вопрос о
систематизировать факты.                Разум – высший     том, как отличить истину от заблуждения – это вопрос о
уровень      мышления,       творческое    оперирование    критериях истины. В истории философии выдвигались
абстракциями, дающее возможность постичь сущность          различные критерии: общезначимость, прагматизм, ясность
вещи, закона, противоречия.                                мысли, авторитетность и др. Можно выделить три
    Исходным пунктом и начальной формой познания           основные концепции истины:
является чувственное познание, для которого характерны         1) корреспондентная, в которой критерием истины
наглядность, непосредственная связь с предметом.           является соответствие теории экспериментальным данным;
Формами чувственного познания являются ощущение,               2) когерентная, в соответствии с которой знание
восприятие и представление. Другой неотъемлемой частью     истинно, если оно получено по определенным логическим
процесса познания является рациональное познание,          правилам из ранее признанных истинными утверждениями;
осуществляемое в форме понятия, суждения и                     3) прагматическая, предлагающая истинность знаний
умозаключения. На этом уровне формируются идеи,            проверять успехом в соответствующей деятельности.
принципы, законы, строятся теории. Чувственное и           Главный показатель истинности знаний в этом случае
рациональное познания тесно связаны и образуют единство.   заключается в их способности быть полезными для
Чувственное познание отражает лишь внешние стороны         достижения той или иной цели.
предмета, оно не может расчленять, обобщать, выявлять          Исследования,     предпринимаемые      учеными     и
закономерности. Поэтому оно должно дополняться             методологами, приводят к утверждению о невозможности
рациональным      познанием.    Рациональное   познание    отыскать и провозгласить один-единственный критерий
приникает во внутреннюю суть вещей, помогает создать       истинности знаний. На современном этапе важнейшим
целостную картину мира. Оно может давать новое знание,     критерием истины является практика. Также большая роль
которое непосредственно не содержится в чувственном        в научном познании отводится формально-логическому
познании. Рациональное познание влияет на структуру и      критерию      (в   его    объем     входит    логическая
содержание чувственного познания, но при этом черпает из   непротиворечивость, полнота и независимость), простоте и
него исходный материал.                                    эстетической      организованности,     прагматическому
    Сущность познания заключается в том, чтобы             критерию и когерентности.
отражение мира, знание, было адекватным реальному               Человек постигает окружающий мир различными
положению дел. В соответствии с классической концепцией    способами. Получаемые знания в ходе исторического
, истина – это знание, которое соответствует (адекватно)   развития практики и самого познания все более
                                                           дифференцируются и воплощаются в разных формах.

                                                     131   132