ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
151 152
неприятие социальной системы, построенной либо на
безмерном подчинении какой-либо одной идеологии, либо
на принципах утилитаризма и прагматизма, где обесценено
главное – личность, ее индивидуальность и неповторимость.
Многие понятия нравственного учения Ницше вошли в
философскую науку и в наш обыденный язык: «переоценка
ценностей», «Сверхчеловек». Ницше верил в возможности
самого человека – единственного творца и самого себя, и
своей истории.
По Ясперсу, человеком движут удивление, сомнение,
чувство потерянности в мире, коммуникация, собственное
бессилие. Отдельный человек сам по себе не может стать
человеком, его сознание реально только в коммуникации с
другим самобытием.
В связи с обострением глобальных проблем вопрос о
ценности человеческой жизни выдвигается на первый план.
Этим занимается раздел философии о ценностях
(аксиология). Ценностное отношение человека к миру,
являясь самостоятельным аспектом его существования,
входит в духовно-практическую деятельность людей. С
помощью ценностей человек осознает окружающий мир и
свое место в нем. XX век остро поставил проблему
общечеловеческих ценностей, таких как ненасилие,
гармония с природой, справедливость.
Говоря о природе и сущности человека, различают
понятия «человек» и «личность». Понятие человек имеет
три уровня: 1) человек как олицетворение человеческого
рода; 2) человек конкретно-исторический; 3) человек как
отдельно взятый индивид. Личность тоже трактуется по-
разному: личность – это человек как социальное существо
(материализм); как духовное, разумное существо
(идеализм). Она всегда несет на себе печать конкретной
эпохи. Личность не дана человеку извне, она может быть
сформирована лишь им самим, поэтому она динамична.
Русский философ Н. Бердяев, размышляя о человеке,
писал, что «учение о человеке есть прежде всего учение о
личности. Истинная антропология должна быть
персоналистичной». Он подчеркивал характерную для
русской философии идею, что личность является
религиозно-духовной категорией.
Понятие свобода является главным для человека. При
этом должны соблюдаться ее пределы, иначе возникнет
анархия и произвол, ведущие к насилию. Пределами
свободы человека являются интересы другого индивида,
общества, а также природы как естественной основы
существования социума. Государство обязано
гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что
ценность человеческой личности выше любых ценностей
нации, класса, группы людей и т. д. Это является гарантией
от тоталитарного подавления прав человека.
Игнорирование или принижение прав личности ведут к
неминуемой деградации как личности, так и общества.
Свобода невозможна без ответственности и долга
человека перед миром, в котором он живет.
Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата за
нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и
воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в
произвол и насилие над другими людьми, в разрушение
окружающего мира. Мера ответственности человека всегда
конкретна, в пределах его компетентности и диапазона
возможностей.
Шелер говорил: «В известном смысле все центральные
проблемы философии можно свести к вопросу: что есть
человек и каково его метафизическое местоположение в
общей целостности бытия, мира и Бога». Философская
антропология, обосновывая бытие человека, говорит, что
человек – это живое противоречие. В человеке
сосуществуют такие противоположности, как материальное
неприятие социальной системы, построенной либо на Русский философ Н. Бердяев, размышляя о человеке, безмерном подчинении какой-либо одной идеологии, либо писал, что «учение о человеке есть прежде всего учение о на принципах утилитаризма и прагматизма, где обесценено личности. Истинная антропология должна быть главное – личность, ее индивидуальность и неповторимость. персоналистичной». Он подчеркивал характерную для Многие понятия нравственного учения Ницше вошли в русской философии идею, что личность является философскую науку и в наш обыденный язык: «переоценка религиозно-духовной категорией. ценностей», «Сверхчеловек». Ницше верил в возможности Понятие свобода является главным для человека. При самого человека – единственного творца и самого себя, и этом должны соблюдаться ее пределы, иначе возникнет своей истории. анархия и произвол, ведущие к насилию. Пределами По Ясперсу, человеком движут удивление, сомнение, свободы человека являются интересы другого индивида, чувство потерянности в мире, коммуникация, собственное общества, а также природы как естественной основы бессилие. Отдельный человек сам по себе не может стать существования социума. Государство обязано человеком, его сознание реально только в коммуникации с гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что другим самобытием. ценность человеческой личности выше любых ценностей В связи с обострением глобальных проблем вопрос о нации, класса, группы людей и т. д. Это является гарантией ценности человеческой жизни выдвигается на первый план. от тоталитарного подавления прав человека. Этим занимается раздел философии о ценностях Игнорирование или принижение прав личности ведут к (аксиология). Ценностное отношение человека к миру, неминуемой деградации как личности, так и общества. являясь самостоятельным аспектом его существования, Свобода невозможна без ответственности и долга входит в духовно-практическую деятельность людей. С человека перед миром, в котором он живет. помощью ценностей человек осознает окружающий мир и Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата за свое место в нем. XX век остро поставил проблему нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и общечеловеческих ценностей, таких как ненасилие, воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в гармония с природой, справедливость. произвол и насилие над другими людьми, в разрушение Говоря о природе и сущности человека, различают окружающего мира. Мера ответственности человека всегда понятия «человек» и «личность». Понятие человек имеет конкретна, в пределах его компетентности и диапазона три уровня: 1) человек как олицетворение человеческого возможностей. рода; 2) человек конкретно-исторический; 3) человек как Шелер говорил: «В известном смысле все центральные отдельно взятый индивид. Личность тоже трактуется по- проблемы философии можно свести к вопросу: что есть разному: личность – это человек как социальное существо человек и каково его метафизическое местоположение в (материализм); как духовное, разумное существо общей целостности бытия, мира и Бога». Философская (идеализм). Она всегда несет на себе печать конкретной антропология, обосновывая бытие человека, говорит, что эпохи. Личность не дана человеку извне, она может быть человек – это живое противоречие. В человеке сформирована лишь им самим, поэтому она динамична. сосуществуют такие противоположности, как материальное 151 152
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- …
- следующая ›
- последняя »