ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
149 150
психическом и духовном начале в мире, о силах, которые
движут им, об основных направлениях его биологического,
психического, духовно-исторического и социального
развития, а также о сущностных возможностях этого
развития и о действительности этих возможностей».
Смысл человеческого бытия проявляется через
соотнесение человека с другими формами органического
мира. М. Шелер убежден, что человек – естественный
человек есть животное. Он не развился из животного
царства, а был, есть и всегда остается животным. Однако
между человеком и остальным животным миром, по
мнению М. Шелера, имеется существенное различие. Это
различие обусловлено наличием у человека духа. Животные
ограничены средой обитания, дух же человека преодолевает
ограничения среды и выходит в открытый мир, осознавая
его именно как мир.
Таким образом, сущностная особенность человека
связывается М. Шелером с его онтологической свободой. В
силу этой свободы дух способен постичь качественное
бытие предметов в их объективном бытии. Поэтому
человеческий дух предстает как объективность. Из этих
базовых качеств человеческого духа вырастают такие его
составляющие, как способность к интеллектуальному
познанию («априорное видение») и эмоционально-
чувственное отношение к миру (любовь).
Проблема смысла человеческого бытия в истории
философии обозначается по-разному. В древности человек
был микрокосмом в макрокосмосе, т. е. неразрывно
связанным с природой. Начиная с Сократа и Конфуция,
человек стал объектом специального философского
исследования, его рассматривали как существо уникальное,
как высшую ценность общества. Постоянное самопознание,
поиск себя в этом мире – вот подлинный смысл жизни
человека по Сократу. Эпикур акцентирует внимание на
свободе и счастье. Отличительной чертой здесь является
человеческая мудрость как умение жить в гармонии с
Космосом.
В средние века обратили внимание на внутреннее
(духовное) бытие человека. Природа его раздвоена из-за
первородного греха, это постоянный выбор между добром
и злом. По Августину, душа независима от тела (она
отождествляется с понятием человек). Человек это образ и
подобие Бога, поэтому у него есть возможности
приобщения к божественной благодати.
В эпоху Возрождения антропоцентризм стал главным
принципом философского мышления. Были заложены
зерна индивидуализма. Ренессанс обосновывал ценность
человека в его земной жизни. А в Новое время возникло
ощущение истории человеческого рода. Это было связано с
социальными идеями Просвещения. Индивид мог
обратиться к другому как к со-участнику, возникло
отношение «Я – Ты», «Я – Мы» и «Мы – Мир». Человек
исследовался с позиций механицизма. Главное в нем – его
разумность, индивидуальность.
Проблема человека обострилась в период, когда стало
меняться прежнее представление о мироустройстве. Этот
вопрос стал центральным для ряда философских и
религиозных направлений XIX – XX вв. (Ницше, Ясперс,
Сартр и др.). По их мнению, бытие человека изначально
противоречиво, неоднозначно. В мире, который стал для
него враждебным, наступает кризис человеческой
культуры во многих сферах его бытия.
В учении Ницше, как в любом серьезном нравственно-
философском исследовании, есть много идей ценных и для
нашего времени. Прежде всего, это яркая критика
мещанства. Никто до и после Ницше с такой
прозорливостью не смог предвидеть всю опасность
общества маленьких, серых, покорных людей. Это и
психическом и духовном начале в мире, о силах, которые свободе и счастье. Отличительной чертой здесь является движут им, об основных направлениях его биологического, человеческая мудрость как умение жить в гармонии с психического, духовно-исторического и социального Космосом. развития, а также о сущностных возможностях этого В средние века обратили внимание на внутреннее развития и о действительности этих возможностей». (духовное) бытие человека. Природа его раздвоена из-за Смысл человеческого бытия проявляется через первородного греха, это постоянный выбор между добром соотнесение человека с другими формами органического и злом. По Августину, душа независима от тела (она мира. М. Шелер убежден, что человек – естественный отождествляется с понятием человек). Человек это образ и человек есть животное. Он не развился из животного подобие Бога, поэтому у него есть возможности царства, а был, есть и всегда остается животным. Однако приобщения к божественной благодати. между человеком и остальным животным миром, по В эпоху Возрождения антропоцентризм стал главным мнению М. Шелера, имеется существенное различие. Это принципом философского мышления. Были заложены различие обусловлено наличием у человека духа. Животные зерна индивидуализма. Ренессанс обосновывал ценность ограничены средой обитания, дух же человека преодолевает человека в его земной жизни. А в Новое время возникло ограничения среды и выходит в открытый мир, осознавая ощущение истории человеческого рода. Это было связано с его именно как мир. социальными идеями Просвещения. Индивид мог Таким образом, сущностная особенность человека обратиться к другому как к со-участнику, возникло связывается М. Шелером с его онтологической свободой. В отношение «Я – Ты», «Я – Мы» и «Мы – Мир». Человек силу этой свободы дух способен постичь качественное исследовался с позиций механицизма. Главное в нем – его бытие предметов в их объективном бытии. Поэтому разумность, индивидуальность. человеческий дух предстает как объективность. Из этих Проблема человека обострилась в период, когда стало базовых качеств человеческого духа вырастают такие его меняться прежнее представление о мироустройстве. Этот составляющие, как способность к интеллектуальному вопрос стал центральным для ряда философских и познанию («априорное видение») и эмоционально- религиозных направлений XIX – XX вв. (Ницше, Ясперс, чувственное отношение к миру (любовь). Сартр и др.). По их мнению, бытие человека изначально Проблема смысла человеческого бытия в истории противоречиво, неоднозначно. В мире, который стал для философии обозначается по-разному. В древности человек него враждебным, наступает кризис человеческой был микрокосмом в макрокосмосе, т. е. неразрывно культуры во многих сферах его бытия. связанным с природой. Начиная с Сократа и Конфуция, В учении Ницше, как в любом серьезном нравственно- человек стал объектом специального философского философском исследовании, есть много идей ценных и для исследования, его рассматривали как существо уникальное, нашего времени. Прежде всего, это яркая критика как высшую ценность общества. Постоянное самопознание, мещанства. Никто до и после Ницше с такой поиск себя в этом мире – вот подлинный смысл жизни прозорливостью не смог предвидеть всю опасность человека по Сократу. Эпикур акцентирует внимание на общества маленьких, серых, покорных людей. Это и 149 150
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- …
- следующая ›
- последняя »