Философия. Афанасьева Л.А - 9 стр.

UptoLike

Рубрика: 

17 18
Основные понятия
Мифологияфантастическое отражение
действительности в первобытном сознании, воплощенное в
характерном для древности устном народном творчестве.
Натурфилософияфилософия природы, особенностью
которой является преимущественно умозрительное
истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.
Рационализм философское направление, признающее
разум основой познания и поведения людей.
Субстанция это некоторая постоянная основа
явлений, без которых их мыслить невозможно. Понятие
субстанции в строгом смысле этого слова сформировалось в
философии Нового времени (у Декарта и Спинозы), греки
же, пытаясь выразить идею субстанции, пользовались менее
общими понятиями (терминами вещественных элементов).
Краткое содержание
Основной проблемой философии Древнего мира была
проблема происхождения и устройства мира,
рассматриваемого как единое целое. Первоначальным
источником этих теорий была мифология
космогонические мифы, созданные на определенной стадии
культурного развития всеми народами мира.
Для философии характерны отказ от мифологических
образов и переход к рациональным мотивировкам.
Возникновение ранней философии связано с общим
духовным скачком, который переживали в различных
очагах древней цивилизации: Китае, Индии, Греции.
Философия Древнего Востока в какой-то мере обобщала
знания о природе, о мире вещей, окружающих человека, о
его социальном бытии.
Философия Древней Греции не только унаследовала от
Востока представление о естественной среде человека, но и
расширила его. Она поставила вопрос о происхождении
Вселенной, а человек оказался в центре ее внимания.
Недаром над входом в храм Аполлона в Дельфах было
начертано: «Познай самого себя».
Сфера интересов философии изменяется, она
постепенно как бы нащупывает комплекс проблем,
ставших постоянным предметом анализа не только в
античной, но и в последующей европейской традиции. В
этот комплекс входят: проблема первоначала, которая,
соединяясь с проблемой движения, приводит к постановке
Демокритом и Платоном вопроса о первичности
материальной или идеальной субстанции; проблема
соотношения знания и мнения, которая дает постановку
вопроса о познаваемости мира; проблема правильного,
нравственного поведения, проблема причинности и
целесообразности природных явлений, проблема места и
роли человека в государстве и др.
Первый круг вопросов связан с попытками определить
основную стихию, начало мира. С анализа именно этой
проблемы начинается философия. Начало философии, если
относиться к нему с позиций европейского рационализма
ХХ в., повергает в недоумение. О Фалесе (ок. 625 - 547 до
н. э.) читаем: «Началом всего он полагал воду, а мир считал
одушевленным и полным божеств». «Анаксимандр
Милетский сказал, что начало и основа всего сущего есть
апейрон». О Гераклите: «Все обменивается на огонь и
огоньна все, подобно тому как золото (обменивается) на
товары, а товарына золото…» Эмпедокл считал основой
бытия землю, воду, воздух и огонь, которые он называл
«корнями вещей». Они несводимы друг другу и могут
только смешиваться и разделяться.
                   Основные понятия                             Философия Древней Греции не только унаследовала от
                                                           Востока представление о естественной среде человека, но и
    Мифология       –     фантастическое       отражение   расширила его. Она поставила вопрос о происхождении
действительности в первобытном сознании, воплощенное в     Вселенной, а человек оказался в центре ее внимания.
характерном для древности устном народном творчестве.      Недаром над входом в храм Аполлона в Дельфах было
    Натурфилософия – философия природы, особенностью       начертано: «Познай самого себя».
которой    является   преимущественно      умозрительное        Сфера интересов философии изменяется, она
истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.    постепенно как бы нащупывает комплекс проблем,
    Рационализм – философское направление, признающее      ставших постоянным предметом анализа не только в
разум основой познания и поведения людей.                  античной, но и в последующей европейской традиции. В
    Субстанция – это некоторая постоянная основа           этот комплекс входят: проблема первоначала, которая,
явлений, без которых их мыслить невозможно. Понятие        соединяясь с проблемой движения, приводит к постановке
субстанции в строгом смысле этого слова сформировалось в   Демокритом и Платоном вопроса о первичности
философии Нового времени (у Декарта и Спинозы), греки      материальной или идеальной субстанции; проблема
же, пытаясь выразить идею субстанции, пользовались менее   соотношения знания и мнения, которая дает постановку
общими понятиями (терминами вещественных элементов).       вопроса о познаваемости мира; проблема правильного,
                                                           нравственного поведения, проблема причинности и
                  Краткое содержание                       целесообразности природных явлений, проблема места и
                                                           роли человека в государстве и др.
    Основной проблемой философии Древнего мира была             Первый круг вопросов связан с попытками определить
проблема     происхождения     и    устройства    мира,    основную стихию, начало мира. С анализа именно этой
рассматриваемого как единое целое. Первоначальным          проблемы начинается философия. Начало философии, если
источником     этих    теорий    была    мифология   –     относиться к нему с позиций европейского рационализма
космогонические мифы, созданные на определенной стадии     ХХ в., повергает в недоумение. О Фалесе (ок. 625 - 547 до
культурного развития всеми народами мира.                  н. э.) читаем: «Началом всего он полагал воду, а мир считал
    Для философии характерны отказ от мифологических       одушевленным и полным божеств». «Анаксимандр
образов и переход к рациональным мотивировкам.             Милетский сказал, что начало и основа всего сущего есть
Возникновение ранней философии связано с общим             апейрон». О Гераклите: «Все обменивается на огонь и
духовным скачком, который переживали в различных           огонь – на все, подобно тому как золото (обменивается) на
очагах древней цивилизации: Китае, Индии, Греции.          товары, а товары – на золото…» Эмпедокл считал основой
Философия Древнего Востока в какой-то мере обобщала        бытия землю, воду, воздух и огонь, которые он называл
знания о природе, о мире вещей, окружающих человека, о     «корнями вещей». Они несводимы друг другу и могут
его социальном бытии.                                      только смешиваться и разделяться.


                                                      17   18